"Как это ни парадоксально, но человек за всю свою историю так и не научился понимать закон любви. Мы сегодня вынуждены одной силе противопоставлять другую силу. Но наше понимание служения воина в этом и заключается, что мы всегда готовы к войне, но никогда ее не хотим. Храм, как символ мира, построенный из дерева, такого живого и хрупкого материала, должен напоминать о том, как хрупок мир, и как его легко разрушить, о том, какой хрупкой является человеческая жизнь".

C45_qC4HtSY.jpg

"Сегодня я вижу две крайности, каждая из которых поддерживает другую. С одной стороны есть попытка из Великой Отечественной войны сделать гладкий лакированный идол, символ величия нас нынешних. Не в этом ли причина смещения акцентов с «Великой войны» на «Великую Победу»? Быть так же великими победителями? Или просто великими? Для этих целей нужна война полная красивых подвигов и героизма. Любое упоминание о негативе вызывает у сторонников такого подхода раздражение. В ответ появились в последнее время многочисленные публикации на тему ужасов той войны, полные искажений правды и, как следствие, попыток ничего, кроме смерти, лжи и грязи, в Великой Отечественной войне не увидеть. Делается попытка поставить под сомнение наше право праздновать этот день, заставить нас стыдиться этого дня".

mobile_20190516_192720_13.jpg

Доклад на Международной научно-практической конференции «Молодежь: свобода и ответственность»

«Христос и молодежь в современном мире»

17 ноября 2018 г. Таллин (Эстония).

"Но все мы сегодня ощущаем одну вещь: современная молодежь, особенно в возрасте до 25 лет, нам кажется совершенно непонятной и отличной от нас. Мы часто раздражаемся или разводим руками от непонимания, почему все наши воспитательные усилия не достигают цели. Почему то, как воспитывали нас, или то, что нас вдохновляло, не работает и не вдохновляет наших детей. И легче всего – как мы часто и делаем – упрекнуть в проблемах молодежи телевидение, интернет, внешнюю среду. Но если мы действительно хотим помочь современны молодым людям, мы должны их услышать,нам важно научиться говорить им о том, что интересно и важно для них, а не о том, что мы хотим им сказать и что интересно нам".

2ad98d_dac6e047f6a946c8baf50f3fa9df5d1b_

«Нравственные ценности как идеологическая основа будущей России».

Доклад на пленарном заседании регионального этапа Рождественских образовательных чтений,  декабрь 2017 г.

"В Священном Писании не сказано, например, о том, что когда в аудиторию входит взрослый человек, младшие должны вставать. Нет заповеди о необходимости здороваться или говорить «спасибо», в храме с амвона не звучит проповедь о том, что некрасиво перебивать старших или о необходимости уступать место беременным женщинам и пожилым людям. Не звучит не потому, что мы считаем это неважным, а потому, что убеждены, что все эти и иные добрые навыки, которые так же определяют нравственное состояние личности, молодой человек должен получить прежде всего в семье или в учебном заведении. Мы в свою очередь пытаемся объяснить, почему это правильно, и говорим о Том, Кто, собственно, определил на все времена, что правильно, а что нет".

84c62e_11a257462cf8427bbfed15cb1ced39f1_

"Есть время тренировки, есть время побед, радости, ликования. Это обман и иллюзия, что у человека вне религии нет проблем, сложностей, ему не приходится преодолевать трудности или быть мучеником. Ни внутренний религиозный порыв, ни отсутствие религии, веры в жизни человека не освобождает его от трудностей, от несения каких-то тягот, какого-то бремени. Каждый человек несет какое-то бремя: своего тела, которое болеет, ответственности перед своей семьей, обществом, государством. Разница только в том, что человек, имеющий религиозное сознание, живущий с Богом в сердце, ко всему этому относится иначе, у него другая система приоритетов, другое измерение жизни, он понимает, что о чем-то переживать не стоит". 

2ad98d_88a87baa86e14aa686b9b786edc8516b_

"Сам термин «навязчивые мысли» в психологии и психиатрии говорит о том, что есть некая сила, которая навязывает эти мысли. У Церкви есть ответ на вопрос, почему человек совершает этот акт. Есть такое выражение «насильство дьявола», поэтому мы однозначно говорим о том, что суицид – это прямое демоническое воздействие на волю человека. Понятно, что мы живем в мире, где отношение к этой части духовного мира и демоническим силам в какой-то степени кинематографическое. Между тем, опыт Церкви и духовный опыт отцов Церкви говорит о том, что эта реальность присутствует в нашем мире, и среда обитания этих сил не где-то-то там в преисподней, а среди нас".

2ad98d_a6a9238bf2424826aeb2de4d660b6436_

"Многие наши военные батюшки харизматичные, они покоряют своих пасомых, но харизма – это особый дар. Мне кажется, что у священнослужителей, осуществляющих свое служение в Вооруженных силах, должен быть широкий кругозор, он должен широко мыслить, потому что могут задать вопросы самые неожиданные, особенно это касается офицеров и старших офицеров, которые учились еще в советских школах и военных образовательных учреждениях. Как правило, это глубоко образованные и думающие люди, но в силу идеологической тенденции того времени они были определенным образом сформированы, поэтому нужно говорить на понятном им языке. Иначе попробуйте пробить броню, достучаться до их сердца!"

Bxd21hi6YW8.jpg

Доклад Епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония на заседании этноконфессионального совета при губернаторе, 5 апреля 2016 г.

"Опыт служения духовенства и социальная практика в Астраханской митрополии как фактор общественной консолидации".

"Концепция «Бог един, а веры разные» верна только в философском смысле, с точки зрения богословия - это ложное утверждение, и об этом уже надо спокойно говорить, не надо себя обманывать. Я считаю, что сегодня должна быть иная модель взаимодействия: надо рассказывать друг другу о своей религии, надо, чтобы наша молодежь узнавала о разнице между религиями из уст авторитетных носителей традиции, а не от радикального проповедника или из сети Интернет. Говорить о том, что нас отличает, можно и вне оценочных категорий, это и есть высокий уровень диалога, нужно интересоваться духовным наследием друг друга".

av7e8666.jpg

"Встретить на пороге".

Интервью для портала "Приходы"

Переживаемое в России в настоящие дни духовное возрождение неразрывно связано с оживлением литургического сознания членов Церкви. Следствием такого обновления должно стать и восстановление особого отношения к Таинству крещения. Выход за рамки понимания крещения как будничной требы ведёт за собой и осознание важности подготовительного процесса к новому рождению во Христе Иисусе. Катехетический опыт Церкви до недавнего времени был лишь поводом к ностальгии по лучшим временам, оставаясь, по сути, без сферы применения. Но предкрещальная катехизация как процесс перестала быть уделом энтузиастов и малых групп и приняла общецерковный характер. Новые условия бытия Церкви принуждают возвращаться к древней традиции и искать способы её применения в условиях современности.

О сложном начале, ожидаемых плодах и критериях готовности к катехетическому служению – в интервью с епископом Ахтубинским и Енотаевским Антонием.

IMG_10721-401x280.jpg

"Здесь я для всех обычный батюшка. Меня так и называют батюшкой. Наверно, что-то должно произойти в сознании людей, чтобы они стали воспринимать архиерея как-то иначе. Я этому не противлюсь, пускай так будет. Мне очень тяжело, когда я не исповедую, потому, что в исповеди можно больше понять, чем люди живут и какие у них насущные проблемы. Мне всегда было тяжело и служить, и молиться без близкого общения с людьми. Я выхожу иногда исповедовать, обычно я делаю это вечером. Для многих храмов здесь исповедь вечером пока нетрадиционна, но осталось много чад по моему прошлому служению, вот, они приезжают, у кого есть возможность. Я думаю, это нормально, в этом нет ничего особенного, какого-то особого подвига. Не могу сказать, что это забирает у меня много сил и времени. Для меня это необходимо".

aziz2I.jpg

Доклад епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония на Пленарном заседании XXVIII Рождественских чтений в Астрахани

"Сегодня я вижу две крайности, каждая из которых поддерживает другую. С одной стороны есть попытка из Великой Отечественной войны сделать гладкий лакированный идол, символ величия нас нынешних. Не в этом ли причина смещения акцентов с «Великой войны» на «Великую Победу»? Быть так же великими победителями? Или просто великими? Для этих целей нужна война полная красивых подвигов и героизма. Любое упоминание о негативе вызывает у сторонников такого подхода раздражение. В ответ появились в последнее время многочисленные публикации на тему ужасов той войны, полные искажений правды и, как следствие, попыток ничего, кроме смерти, лжи и грязи, в Великой Отечественной войне не увидеть. Делается попытка поставить под сомнение наше право праздновать этот день, заставить нас стыдиться этого дня".

b894ac_4b95b88c405849da81feddfff3f5c0a6_

"Возвышенное учение Церкви о браке остается не до конца усвоенным, существует некий крен в сторону именно монашеской святоотеческой литературы. Наши прихожане не всегда верно понимают и переживают конечную цель брака. В свое время занимаясь молодежным служением, мы много говорили о необходимости целомудрия до брака, о необходимости молитвы, чтобы брак был не по страсти. Многие молодые люди именно так и создавали свои семьи, и тогда искренне казалось, что вот такое доброе начало станет залогом дальнейшей радостной семейной жизни. Но, оказалось, этого мало".

l_VySgU5Bhg.jpg

"Пастыри — они же не инопланетяне, чтобы появляться из какого-то иного мира. Они — часть нашего сегодняшнего церковного сообщества. Можно сказать так: какими будем мы все, такими будут и наши пастыри. Изменения происходят — я вижу сегодня священников, которые именно так ориентированы и именно этому учат свою паству: целью нашей жизни в Церкви должен быть Христос. Я вообще с оптимизмом смотрю на происходящее сегодня в Церкви. Владыка Лонгин в одной из наших с ним бесед как-то заронил в сердце мое такую фразу: то, что сейчас переживает Церковь, это момент перехода в новое качество, и мы только в начале пути. И наши проблемы — это болезни роста. И мы переживем их с Божией помощью, потому что Церковь — она ведь не от человека, она от Бога. И Господь заботится о Своей Церкви".

В отделении детской реанимации Ахтубинск

Владыка о предстоящем визите Патриарха Кирилла в Астрахань

"Я думаю, что что-то изменится. Личный опыт общения со Святейшим не оставляет людей равнодушными. На фоне всех разговоров, пересудов, связанных с его личностью, это общение, его слово, которое слышишь вживую, помогает отрезвиться и понять, что все это безумие никакого отношения не имеет к этому человеку. Я уже много раз говорил, и я готов отвечать за эти слова: у него на сердце нет ничего, кроме блага Церкви. Для многих эта встреча будет первой встречей вживую со Святейшим Патриархом, и я думаю, что она очень важна. Я этого жду, я за это ратую, переживаю и хочу, чтобы как можно больше наших прихожан смогли приехать".

2ad98d_833ef86aa04b427695bd2ba1cecf144e_

Священство — это ради Иисуса, а не ради хлеба куса.

Про общину, кризис пастырства и духовные проблемы общества

"Любить людей. Другого рецепта нет. Но здесь действительно бывает обратная крайность. Когда я был назначен в епархию, обнаружил, что у нас есть приходы с узким кругом лиц, собранных вокруг настоятеля.

Все, что есть на приходе, будь то состояние храма или число прихожан, всех устраивало. Это был такой закрытый клуб для «своих». Люди жили по принципу «лишь бы ничего не менять». Своими действиями мне пришлось взламывать систему".

84c62e_0d4c16ba232d4233a2eb89190225dd08.

Почему будущий епископ плачет перед хиротонией, как мусульманская семья становится первым примером живой молитвы и почему после мореходного училища приходит решение стать монахом – рассказывает епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний

ANN_9581-600x400.jpg

"На Архиерейском Совещании меня поразила открытость диалога. Понятно, что мы говорим в рамках узкой тематики, предлагаемой повесткой, доклад Святейшего задает некие рамки для обсуждения, но, тем не менее,  у всех и каждого есть возможность высказаться и Святейший всегда обращается к архиереям с просьбой прокомментировать то или иное положение. С другой стороны, практически во всех вопросах, которые мы обсуждали, было некое единомыслие; вопросов, которые требовали бы активного обсуждения, дискуссии было немного. Я хочу подчеркнуть, что все обвинения в сторону высшего церковного правления и, в частности, Святейшего в единоличном принятии решений абсолютно не обоснованы".

84c62e_bbf5ecaf7cde445fa66ddb11403d648a.

Велика тайна жизни человека и, наверное, ещё более велика тайна его смерти и спасения.

Как часто факт смерти приводит нас в недоумение и отчаяние. Как часто потеря близкого человека оборачивается тупой непреходящей болью. Между тем для верующего человека смерть — не конец: можно лежать во гробе и быть «живым», а можно ходить, думать, делать и быть «мертвым»… Вот о таком «живом» человеке, которого Господь сподобил меня узнать, причащать Святых Тайн и молитвенно проводить в последний путь, этот рассказ.

168323.p.jpg

Голос Церкви должен быть слышен. Интервью для газеты "Ахтубинская правда".

Такой пример: сейчас разворачивается кампания о законодательном запрете абортов. Не могу сказать, что я против того, чтобы закон это запретил. Но на что будут потрачены силы? Во-первых, уже есть закон – Закон духовный – заповедь Божия – «Не убий!», и он не соблюдается. Я не верю, что какой-то другой закон сможет заставить человека этого не делать.  А вот объяснять, говорить о радости материнства и отцовства, о счастье быть в семье, рассказывать о последствиях… У нас почему-то мало об этом говорится. А ведь сейчас, посмотрите, уже не то что люди не хотят, но не могут родить ребенка, хотя и качество жизни изменилось.

42737_600.jpg