Проповедь в Праздник Вознесения Господня

Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас поздравляю с Праздником Вознесения Господня. Наверное, из всех двунадесятых праздников Праздник Вознесения в каком-то смысле самый трудный для понимания. Пока всё, происходящее в Евангелии, касалось земной жизни Спасителя, Его крестных страданий, смерти и Воскресения, оно было так или иначе понятным. Мы переживали в своем сердце Воскресение Христово, радовались и ликовали. И нам  казалось, что это – кульминация всего замысла Божьего о спасении человека. Христос Воскрес, что же еще нужно?

Но Господь задумал о человеке нечто большее и лучшее, чем просто показать ему путь к бессмертию. Господь должен был пройти путь до конца, указав тем самым цель. Сегодняшний день труден для понимания, потому что требует от нас хоть каких-то богословских размышлений о том, Кто есть Христос. Христос есть Богочеловек - истинный Бог и истинный Человек. И когда Христос воплотился, перестал ли Он пребывать на Небе как Бог? Нет. Об этом нам говорит богословие. Бог не переставал быть на Небе тогда, когда воплотился и обитал в человеческой плоти на земле.

 

И вот сегодня происходит как бы обратное. Сегодня Господь возносится на Небо в  преображенной, воскрешенной человеческой плоти, в той самой человеческой природе, в которую каждый из нас войдет рано или поздно. Господь возносит эту природу на Небо, воссаждает человека одесную Бога и Отца. Вот так высоко призвание человеческого рода! Вот так Господь ценит человека, самое лучшее из всех своих творений, призывая каждого из нас в совершении своего жизненного пути никогда не забывать, какое мы имеем предназначение. На нас лежит печать святости и благости Бога.

И то, что Бог не переставал быть на Небе тогда, когда воплотился и обитал в человеческой плоти на земле, значит и обратное. Мы сегодня слышим в кондаке Праздника Евангельские слова: «Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы («Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас» (Мф. 28: 20 и Рим. 8: 31), - говорит Господь. То есть Господь, возносясь на Небо, нас на земле без Себя не оставляет. И мы имеем возможность продолжать общение с Богом лицом к лицу в своей земной жизни. Я часто говорю о том, что Богу всегда есть дело до нас. Эти философские учения о том, что Бог надмирен, что Он остается по отношению к миру неким «сторонним наблюдателем», - ложные по отношению к учению православному.

 

Самое главное, как мы слышим в чтении Священного Писания, в том же самом виде, в котором Господь  возносится на Небо, Он явится вновь, во Своё Второе пришествие, и всеми будет узнан. Все мы без исключения воскреснем, но вот вознестись смогут уже не все из нас. И в этом наше переживание, наша забота, в этом должно быть наше сердечное желание – быть вознесенными от земли на Небо, быть гражданами того самого Небесного Иерусалима; стоять и лицезреть то самый Престол Божий, вокруг которого совершается непрестанная Божественная литургия; быть там, в этом свете и радости, в бесконечной и необъятной любви Божией.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.