Итоги секции "Взаимодействие Церкви и государственных образовательных  организаций в рамках пре


К участию в секции «Взаимодействие Церкви и государственных образовательных организаций в рамках преподавания Основ религиозных культур и светской этики и предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» были приглашены руководители и заместители руководителей образовательных учреждений Астраханской области, преподаватели Института развития образования, педагоги ОРКСЭ и других предметов. Ведущим секции выступил епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.


Работу секции открыло сообщение доктора педагогических наук, доктора математических наук, профессора кафедры социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г.Москва), автора учебного пособия «Основы нравственности» для старших классов, комплекта учебных пособий для начальной школы по Основам православной культуры Ольги Леонидовны Янушковичене.


Ольга Леонидовна поделилась опытом преподавания выше обозначенных дисциплин в Литве, где она работает уже много лет. Профессор акцентировала внимание на том, что необходимо вырабатывать особый подход к преподаванию ОРКСЭ для разных возрастных ступеней. По мнению Ольги Леонидовны, выделение Этики в отдельную школьную дисциплину – это ошибка: «Этика зависает, если она вне культуры. Дети в силу образности, абстрактности мышления не готовы к такому её восприятию. Православная же культура даёт много образов – это истории святых, русских воинов и много другое. Необходимо создавать мотивацию делания добра. В этике это не возможно без привлечения духовного начала». Ольга Леонидовна отметила, что ребёнок сегодня «виртуалный», он живёт у экрана, в мире нереализованных ценностей, все они для него равнозначно иллюзорны: «Стол, стул, стена, убийство, кровопролитие – всё это вызывает примерно одинаковые эмоции. Сегодня перестаёт существовать понятие святости, нет иерархии ценностей, а это значит, что нет и успешности в обучении в том числе. Избыточность равнозначной информации ведет к бездействию. Необходимо структурировать информацию, выделять главное».


Профессор подчеркнула, что безрелигиозная культура скатывается к философии успеха. Если Бога нет, то не за кем идти. Однако дети нуждаются в трансцендентном начале, они испытывают много страхов и им нужна высшая защита. Душа ребёнка стремится выйти из мира плоских ценностей, рвётся вверх, потому, если не рассказать детям о Боге, то кто-то из них будет искать трансцендентное начало в «Гарри Поттере», а кто-то вступит в ряды бойцов ИГИЛ. Ольга Леонидовна также напомнила о том, что необходимо понимать, что русская культура созидалась именно православием.


С докладами также выступили протоиерей Константин Осацкий, председатель отдела образования и катехизации Астраханской епархии, представители управления воспитания и социализации детей министерства образования и науки Астраханской области. Своим видением того, как можно расширить предметный курс ОРКСЭ за счет внеклассных мероприятий поделились педагоги.


Ведущими и участники круглого стола в рамках предложенной к обсуждению темы выделили ряд проблем и путей их решения. По мнению отца Константина создание местного экспертного совета поможет сократить всё возрастающее число некомпетентных учебных пособий по религиозной культуре, а качество подготовки учителей можно повысить, создав специальную образовательную площадку для педагогов. С этой инициативой выступил и ведущий секции епископ Антоний. Владыка также заметил, что школам необходимо икать компромисса с родителями, чтобы родительское движение перестало быть протестным.

Подводя итог встречи, владыка также отметил, что необходимо выстраивать взаимополезный диалог педагогов и Церкви, призвал педагогов к соработничеству, формированию запроса, конкретизированной проблематики, с которой можно было бы работать на следующих встречах.


Просмотров: 3Комментариев: 0