Про

Проповедь в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами собраны в этот воскресный день, чтобы почти память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, снова и снова восхвалить этих святых апостолов и в их лице - весь апостольский чин за ту проповедь, которую они разнесли ценой своей жизни по Вселенной.

Проповедь эта и доныне звучит в мире, и многие из нас привлечены были в Церковь, ко Христу благодаря апостольской проповеди. Сегодня Евангелие нам так же говорит о проповеди, которую осуществил Господь не словом, а делом, когда увидел двух несчастных беснующихся людей. Мы знаем, что до пришествия Христова, до Его крестных страданий, демонический род имел власть над родом человеческим. Эти несчастные, одержимые духом жили во гробах, в пещерах в пустыне, были свирепы, могли разорвать любые узы. Многие боялись даже проходить мимо места, где они обитали. Внутри эти люди чувствовали огромную скорбь, потому что их терзал бес. Внутренне они как могли сопротивлялись этому насилию дьявола над собой, но им не хватало собственных сил, чтобы преодолеть это в себе. Господь сжалился над ними и Своим словом освободил их от власти дьявола.

И вдруг дьявол начинает разговаривать с Богом, по-своему молится Ему о том, чтобы не просто в пустыню ему уйти, но в пасущееся стадо свиней. Господь исполняет эту просьбу дьявола не ради дьявола, но ради нас, чтобы мы увидели, какова цель демонического воздействия на человека. Она вдруг стала очень явной. Если человек ещё имеет какие-то силы, чтобы сопротивляться насилию дьявола над собой, то бессловесные животные оказываются совершенно беззащитны перед ним. И сразу после того, как демоны вселяются в это стадо синей, оно бросается со скалы и погибает.

Но в ответ на эту проповедь любви, которую Господь совершил делом (двое бесноватых вдруг в разуме вернулись в селение, а люди, которые пасли стадо, видели, что произошло), Он слышит слова: "Отойди от пределов наших". Проповедь любви Господа встретила сопротивление в сердцах этих людей. Святые отцы по-разному объясняют, почему такой был ответ. Говорят о том, что они сожалели, что погибло их свиное стадо - в этом стаде была вся их жизнь, все их земные устремления. Кто-то просто испугался, когда увидел, какую Господь имеет силу и власть, и стало непонятно, а что же дальше? Кто-то вдруг почувствовал, что если здесь, среди них, есть человек, который проповедует не только словом, но и делом, который имеет такую власть от Бога, значит их жизнь должна меняться, должна становиться другой, а этого не хотелось, хотелось жить, как прежде. И звучат эти печальные слова: "Отойди от пределов наших".

И как проповедь Господа звучит и доныне, так и эти слова повторяются. Мы что-то подобное можем услышать, когда человек вроде бы принимает Христа, его нельзя назвать ни неверующим, ни маловерующим, но ничего в своей жизни он не хочет менять. Легче жить, как все. В каком-то смысле это касается всех нас.

В очередной раз совершая какой-то грех, говорим: "Мы знаем, что написано в Евангелии, знаем, что говорили апостолы, но жить так не можем, потому что мы немощные, слабые, потому что мы - обычные люди, не святые". С нами происходит то, что произошло тогда с этими жителями страны Гадаринской. Мы все видим, все понимаем, но говорим Богу: "Отойди от пределов нашей жизни".

Мы готовы впустить Бога лишь в какую-то её часть, прислушаться к Его слову лишь в какой-то мере. Очень часто, когда вот такое устроение мы имеем, наша духовная жизнь приобретает некий превратный характер. И вместо того, чтобы в своей жизни продолжать эту апостольскую проповедь любви, подобно тем двум исцеленным, которые хотели пойти за Христом, но по Его велению вернулись к людям, чтобы проповедовать, мы говорим что-то людям, но наши слова далеки от проповеди апостольской.

Мы говорим о политике, о том, что в Стамбуле Софию Константинопольскую отдают под мечеть, переживаем о том, что есть какой-то вселенский заговор, чтобы лишить нас свободы, в наступающем цифровом мире видим приближение последних времён. Мы готовы об этом рассуждать, читать, тратить на это время и силы, а тем временем происходит извращение духовной жизни.

Апостолы Петр и Павел не говорили об антихристе, они проповедовали Христа. Говорили о Втором пришествии, искренне веруя, что это случится уже скоро, в их поколении. Они говорили о том, что Христос Воскресший изменил их жизнь, говорили о любви, которую человек чувствует и получает от прикосновения Бога к своему сердцу. Их проповедь словом всегда была сопряжена с проповедью делом: они ходили по вселенной, исцеляя всякую язву, всякую болезнь. Они переживали о тех, кто находится в скорбных обстоятельствах. Апостол Павел практически организовал внутри Церкви систему взаимоподдержки общин, собирал средства на то, чтобы поддерживать гонимую иерусалимскую общину, призывал людей к тому, чтобы сопереживать друг другу, участвовать в нуждах друг друга. Вот о чем была проповедь апостолов. Такой должна быть проповедь и у нас с вами.

Сегодняшняя наша молитва апостолам Петру и Павлу должна быть именно об этом, чтобы нам снова и снова не уподобляться этим гадаринским жителям и не определять Богу какое-то особое место в своей жизни, а всю свою жизнь предавать Богу.

Да, мы - немощные люди, с этим никто не спорит. Но сегодня мы слушали послание апостола Павла. Он молится Богу о том, чтобы Господь отнял у него немощь, которую он имеет. А Господь ему отвечает: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9).

Так и нам, немощным, стоит призывать благодать Божию в свою жизнь, чтобы Господь в нашу жизнь пришел. Чтобы то, что мы не можем исправить, Он исправил Сам. Но когда так молимся, будем готовы, что Господь самым неожиданным образом может прийти в нашу жизнь. Никогда не будет так, как мы хотим. Будет так, как Господь устроит ради спасения нашей души. В этом и есть преданность человека, христианина Богу. Помолимся о том, чтобы все, что Господь нам пошлет, принять с благодарностью, принять с истинной верой.

Аминь.