Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице.

Как стать гражданами Горнего Иерусалима?

Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами слышим одно из самых ободряющих слов из некогда сказанных апостолами. Эти слова апостол Павел обращал к Эфесской общине: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19)

Эти слова звучат уже две тысячи лет и обращены к каждому христианину. Господь словами апостолов называет нас согражданами святым. Это значит, что место, где обитают святые угодники Божии — Царство Небесное, Небесный град Иерусалим — есть наш с вами истинный дом. Мы с вами призваны к тому, чтобы стать гражданами Неба.

Мы много рассуждаем о том, что значит быть гражданином государства, рассуждаем о любви к Отечеству. В большинстве своем, я уверен, мы искренне любим свою малую родину, то государство, в котором нам Господь судил быть гражданами. Но, по большому счету, мы с вами ничего не сделали, чтобы быть гражданами этой страны. Мы граждане по рождению.

Между тем, иногда человеку для того, чтобы стать гражданином какого-то государства, особенно небольшого, предлагается внести какой-то вклад: купить недвижимость, инвестировать во что-то. И если все это перевести на духовные смыслы, то мы с вами — граждане Небесного Иерусалима по рождению, потому что родились в такой стране, где Православие утверждено уже тысячу лет. Большинство из нас крещены в младенчестве. Мы этот выбор не делали. Этот выбор совершили наши родители. Но, с другой стороны, для того, чтобы наше гражданство в этом Иерусалиме было действительным, мы с вами должны потрудиться, внести какой-то вклад.

Для этого Господь нам даёт земную жизнь. Иногда мы с таким усердием обустраиваем нашу земную, проходящую жизнь, что сил на духовное уже не остается. И получается, что мы становимся по отношению к Горнему Иерусалиму теми самыми пришельцами, т. е. в каком-то смысле мы предаем нашу духовную Родину. Значит ли это, что мы в земной жизни не должны трудиться, чтобы создавать уют, заботиться о своем земном благополучии? Конечно, нет. Но мы всегда должны соизмерять меру наших усилий, направленных на устройство земной жизни и нашего небесного Отечества, того самого места, где торжествует вечная правда, красота, всегда торжествует свет и добро. И если мы в земной жизни вокруг себя этот свет и добро умножаем, то мы трудимся, как сограждане святым.

Апостол Павел говорит, что мы «свои Богу». В более точном переводе греческое слово «свой» означает «родственник». Апостол Павел говорит о единстве гражданском, понятном для его слушателей, но еще больше — о единстве семейном. Он говорит о том, что мы должны быть Богу родными, близкими, и приводит образ внутреннего, духовного дома, который каждый из нас должен строить на основании, которое есть Христос — Тот Самый краеугольный камень дома. Обиталищем, храмом святого Духа должен быть каждый из нас.

«…быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:20-22).

Эти удивительные, высокие слова нам сегодня часто бывают непонятны. Мы не готовы воспринимать Бога «своим» в том смысле, что не готовы дать Ему власть над нашей жизнью, мы не готовы полностью доверить Ему свою жизнь. У нас очень много страхов, переживаний.

Этот год показал, как на самом деле немощна наша вера. Мы говорили в самом начале, когда начались волнения, что бояться нечего, что Господь нам поможет, спасет нас. Но мы говорили и о том, что есть разница между нашей верой и доверием к Богу и дерзостью, нашей самоуверенностью. Это две крайности, между которых должен жить христианин. Мы не должны впадать в беспечность, но не должны и впадать в крайность маловерия, которая как раз будет заключаться в том, что на первый план для нас выйдет наше земное благополучие.

Да, мы знаем по опыту, что болезнь, смерть существуют, что болезнь нас сегодня окружает. Мы приходим в больницу, видим людей, которые страдают, тяжело болеют. Чтобы это отрицать, надо быть безумным человеком. Но мы также понимаем, что при всем соблюдении доступных нам мер, мы не можем до конца сберечься. «Береженого Бог бережет», и мы должны беречься. Но если в итоге Господь попустит кому-то из нас перетерпеть эту скорбь, мы должны ее принять.

В течение этого годы мы много переживали о том, как нам правильно, по-христиански себя вести. Мне кажется, теперь, к концу года, у нас уже есть опыт правильного христианского отношения к тому, что происходит. Я уже говорил о том, что мы не должны оставлять без внимания тех людей, которые больны. Я говорил о том, что мы должны соблюдать все санитарные меры, которые предписаны, не потому, что мы маловерны, а потому, что мы бережем друг друга. Абсолютный факт: человек, не ощущая болезнь, сам может быть источником болезни для окружающих.

Маски помогают, кто бы что ни говорил. Я снова и снова благодарю тех, кто прислушивается к голосу священноначалия, приходит в храм в маске, старается в любых людных местах быть в маске. Это правильно, это по Евангелию. Да, ты можешь не верить в то, что маска помогает, но христианин должен быть так устроен — должен иметь заботу о других. Также нужно понимать, что есть благословение, и его нужно исполнить. Оно не затрагивает нашей веры, глубинных духовных смыслов. Оно дано как раз для того, чтобы мы оставались «согражданами святым, своими Богу» и во Христе своими друг другу.

Мы с вами совершенно разные люди. Мы с вам разные по состоянию здоровья. У кого-то есть хронические заболевания, которые являются отягчающим обстоятельством. Буквально вчера мы получили весть о кончине владыки Феофана, митрополита Казанского и Татарстанского. Владыка был достаточно крепким человеком, но он ушел за два дня. Так бывает.

Есть воля Божья, но беспечность греховна. Мне кажется, именно от христиан должен исходить особый посыл бережного отношения друг к другу. Мы видим, как у некоторых людей при виде человека без маски возникает панический страх. Да, наверное, это тоже плохо. Но почему бы нам хотя бы ради этого ближнего не быть в маске?

Жизнь наша изменилась, люди по разным причинам стали меньше приходить в храм. Но мы искренне продолжаем верить, что Господь нас не оставит. Церковь молится о том, чтобы напасть ушла, чтобы болящие выздоравливали, чтобы у врачей хватило сил, чтобы нам не потерять Богом заданного единства, радости общения.

Я вас уверяю, настанет такой момент, когда мы сможем выдохнуть, если не сказать, что все закончилось, сможем снова устремиться к общению. Мне очень хочется, чтобы мы скучали по этому времени. Наступающий Рождественский пост я вас всех благословляю посвятить молитве о единстве Церкви, о болящих, о врачах. И пусть, если для кого-то ношение маски остается проблемой, хотя бы на время поста этот человек наденет её. Это время мы должны с вами использовать для того, чтобы искренне молиться и готовиться к празднованию Рождества Христова, не только внешне, но и внутренне, осознавая, как мы друг другу нужны, как мы друг от друга зависимы, осознавая, что единственным ответом на подобный вызов, который предлагает нам мир, может быть только единство — в молитве, в общении, в любви.

Богу нашем слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.