Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Сегодня, в Неделю перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня, за Литургией мы читали отрывок Евангелия от Иоанна,в котором содержится главная тайна евангельского благовестия:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

И далее очень важные слова о том, что Бог посылает Сына Своего в мир не для того, чтобы судить мир, а для того, чтобы его спасти. Мы знаем, что одно пришествие Господа уже случилось. И чаем, как мы исповедуем в Символе веры, Его Второго пришествия. Но оба эти пришествия будут разные по целям и по виду. И если то пришествие Господа, которое мы ожидаем, будет действительно в преддверии Суда (Господь об этом явно говорит в Евангелии: «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф. 20:23), то первое пришествие в мир Спасителя имело совсем иную цель.

Он пришел, чтобы спасти людей. Святитель Кирилл Александрийский говорит о том, что до пришествия в мир Спасителя у людей был естественный закон, Закон данный Моисеем, были пророки. Но пришел Господь в мир не для того, чтобы рассчитаться с людьми в зависимости от того, насколько Закон был исполнен, а для того, чтобы избавить человека от власти греха и обвиняющий закон заменить спасательной благодатью.

Что это значит? Это значит, что земная жизнь человека может идти как угодно, значит, что никакого суда над нами в нашей жизни по сути не происходит. Парадокс заключается в том, что мы постоянно говорим о том, что Бог "наказывает". Но так говорят люди, которые не знают Евангелия. Господь никого не наказывает, потому что Господь ни с кем не судится. Господь пришел в мир, пострадал на Кресте, чтобы освободить нас от насилия дьявола, от власти греха, чтобы перестать нам быть рабами греха. Господь умер за всех людей, живших во все времена, за все те грехи, которые мы совершили и ещё совершим. И это значит, что нет над нами сейчас никакого суда.

Святые отцы говорят, что если бы этот суд был сегодня или сейчас, то «не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24:22), ибо никто из нас не прав перед Богом. Получается, Господь даёт нам возможность самим приготовиться к этому Суду, дает нам ту самую свободу — жить по Его любви или жить по своему хотению.

Мы знаем, сколько в мире происходит самых страшных беззаконий. При этом небо на землю не падает, как бы нам иногда ни хотелось. Ведь мы так любим рассуждать о справедливости, когда это не касается нас самих. Нам часто хочется, чтобы злодеи пострадали, чтобы над ними уже был вынесен суд. Но этого не происходит, как не происходит и над нашими грехами и злодеяниями. Не происходит еще и затем, чтобы мы не могли оправдаться перед Господом: "Ты пришел судить, а я испугался, спрятался, как некогда Адам. Я удаляюсь от Тебя, ибо боюсь Твоего гнева". Мы так не можем сказать, потому что нет никакого гнева Божия над родом человеческим в нынешнее время. Есть только любовь, которая изливается бесконечным потоком на нас, что бы мы с вами ни сотворили.

Что же получается? Мы можем делать, что хотим? Да, мы можем делать, что хотим, жить, как хотим. Можем не ходить в храм, не каяться во грехах, делать всякое беззаконие. Что-то будет с нами происходить? Наверное, да, потому что грех, как болезнь, разрушает человека изнутри. Будет происходить, но лишь потому, что мы через свой грех остались без благодати Божией, были предоставлены сами себе. Только человеческий горделивый ум может подумать, что мы как-то управляем своей жизнью. Но человеческая жизнь, как тонкий волос. Мы похожи с вами на полевую траву, которая гонима ветром этой жизни.

Но почему же мы, совершая грех, чувствуем боль? Почему же мы думаем, что Бог нас обязательно накажет? Почему же мы боимся? Мы боимся потому, что в нас нет ответной любви к Богу, и мы это понимаем. Мы боимся так потому, что когда придет тот самый Судный День, и жизнь наша будет представлена перед Судом Божьим, нам нечего будет сказать, нам нечем будет ответить на Его любовь.

Мы в земной жизни привыкли всегда себя оправдывать тем, что к нам как-то не так относятся, всегда свои поступки соизмеряем с тем, как к нам относятся люди. И очень часто этим оправдываем своё жестокосердие и свою нелюбовь. Оправдываем своё нежелание быть с тем или иным человеком, потому что не чувствуем его какого-то особого отношения к нам. Оправдываем нежелание помогать тем, что нас не просят об этом. Но когда мы пред лицом Божьим предстанем, всего этого мы сказать Ему не сможем. И если мы с вами в этой земной жизни с постоянной привычкой оправдываться не расстанемся, то нам будет очень тяжело стоять перед Божьей правдой. Потому что не будет никакого оправдания.

Нет никакого суда, мы полностью с вами свободны, мы купается в Божьей любви, расточаем её направо и налево, презираем. Но с нами ничего не происходит. Бог ждёт, когда в нас что-то зашевелится — та самая благодарность, которая должна быть в сердце человека, ведь не случайно каждая наша Литургия по сути есть Благодарение Богу. За что благодарим? За ту самую жизнь, полную любви и свободы, которую Бог нам даёт.

И каждый раз, когда нам захочется оправдать себя, свою жизнь, лишенную любви, тем, что к нам как-то не так относятся, давайте всегда помнить эти Евангельские строки: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Потому что любовь - это единственная сила, единственное средство, которое может разогнать всякую тьму, преодолеть всякое зло, которая способна нашу жизнь наполнить смыслом. Каждый раз оправдывая сухость своего сердца, мы обкрадываем сами себя. Мы похожи на детей, которые лезут в огонь, не понимая, что там можно обжечься, даже получая предупреждение от родителей. Как часто бывает, ребенок, который падет, хочет отругать пол или стул, с которого он упал, думая, что в нем причина его неудачи. Так и нам, когда мы погружаемся в трагедию или неудачу, кажется, что кто-то в этом виноват.

А Господь стоит рядом и смотрит на нас, ждет, когда мы обратимся к Нему со словами покаяния. Когда обратимся к ближним нашим со словами прощения, обратимся друг к другу с желанием просто быть рядом, просто помочь, просто утешить, просто поучаствовать в жизни тех, кого мы любим.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и вовеки веков.


Аминь.