Проповедь в Неделю о Закхее

Дорогие отцы, братья и сестры. Мы с вами приближается к особому времени в жизни каждого христианина - времени Великого поста. Уже за четыре недели до его начала Церковь подготавливает нас особыми евангельскими чтениями, избранными для того, чтобы мы настраивали своё сердце на глубокий покаянный дух. Сегодня мы слышим одну из самых драматичных и ярких историй из Евангельского повествования - историю о Закхее, жителе города Иерихон. Город этот некогда стоял на пути в Землю Обетованную, был предан проклятью, стены его пали. Город этот все еще существует на границе с Иудейской пустыней. Здесь велась очень вольная торговля бальзамическим маслом и иными благовониями, здесь осуществлялся большой финансовый оборот. И, как и в каждом торговом городе, здесь существовали мытари - сборщики налогов и податей в пользу ненавистной евреями языческой Римской власти, которая тогда владела Палестиной. Закхей был старшим из них. Мытари, как правило, были евреями, которые становились на службу римской власти и были презираемы своим народом. Они считались нечистыми, с ними запрещено было общаться, кроме как для уплаты тех самых налогов и податей. И после такого вынужденного общения необходимо было совершить омовение - таково было презрение к ним. Нетрудно представить, какой степени оно достигало в отношении Закхея как начальствующего. Его не сильно это смущало. Судя по всему, он был неким олицетворением зла в своём городе, и, как это обычно бывает, от этого ожесточался еще сильнее - отличался особой жадностью, скупостью, рвением к тому, чтобы взять не только то, что положено, но и сверх того.

И вот, Господь приходит в Иерихон, этот проклятый город, город греха, а за Ним, как обычно, - толпы самых разных людей, каждому из которых нужно было что-то своё.

Закхей был очень маленького роста. Хоть он и обладал влиянием в городе, он понимал, что среди толпы этих правоверных иудеев и фарисеев, которые, как правило, окружали Господа, ему не пробиться. Его просто не пропустят. И вдруг Закхей совершает поступок, который скорее был бы приличен детям, подросткам.
Он хотел увидеть Христа, ему было важно понять "кто Он?" (Лк.19:3). Ведь говорили разное: что Иоанн Креститель Воскрес, что Илия Пророк пришёл. Он задавал себе вопрос, который каждый из нас должен задавать себе: "Кто такой Иисус? ".
И вот, солидный муж влезает на дерево. Это была смоковница, в Евангелии - образ молитвы.

Толпа людей. Смоковница со своими раскидистыми ветвями. И вдруг происходит нечто невиданное. Господь поднимает голову и обращается к этому презреннейшему человеку: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Лк.19:5).
Я думаю, что толпа, которая это услышала, тут же замолчала, потому что это было чем-то невиданным.
Мы не так много знаем в Евангелии людей, к кому Господь обращался по имени. А этот презреннейший человек вдруг удостаивается внимания Господа. И он поспешно, конечно, насколько это прилично в его возрасте, слезает с дерева и бежит в свой дом, чтобы приготовить встречу, угощение для Самого Иисуса. И когда Господь переступает порог дома этого презреннейшего мытаря, Он уже совершает переворот. Вдруг вся бездна нечестия Закхея открывается перед ним. Но он не просто осознает свою греховность, он её исповедует. Он Говорит: "Господи! Если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк.19:8). В законе иудейском вчетверо необходимо было воздавать украденное. Таким образом он исповедует себя вором. Но остановись Закхей на этом, мы бы никогда не услышали о нём. Он говорит: "Половину имения моего я отдам нищим" (Лк.19:8). И слышит в ответ: "Ныне пришло спасение дому сему" (Лк. 19:9). Т. е. не только Закхею, но и всей его семье, всему ему дому. В ответ на возмущение фарисеев по поводу того, что Господь "зашел к грешному человеку" (Лк.19:7) Господь говорит важные для каждого из нас слова: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк.19:10). Господь как бы говорит всем нам: "Вы все одинаково любимы в моих глазах". Мы все с вами одинаковые грешники перед лицом Господа.

Сегодняшнее Евангелие должно быть для нас вдохновением, потому что оно говорит о том, что Господь для нас, грешников, пришел в мир. И соревноваться мы между собой должны не в том, кто из нас более праведный, что бессмысленно пред лицом Бога, а в том, насколько мы с вами готовы принести Богу те самые достойные плоды покаяния, уподобляясь Закхею. "...Половину имения отдам", - вот оно покаяние, выраженное в конкретных делах, в искреннем стремлении исправить свою жизнь. В этой решимости, как говорит нам Евангелие, Закхей встал - он не мог сидеть - встал и сказал эти слова Господу.

Замечательные слова мы сегодня слышали.
Господь говорит: "...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме". Это тоже призыв к каждому из нас. Апостол Павел называет каждого из нас храмом, домом, каждый из нас - обиталище Духа Святого. Господь придет в обители Свои в сердце каждого из нас. И мы с вами сегодня должны поразмышьять о том, насколько мы действительно готовы принимать Бога в свою жизнь. Насколько мы готовы, совершая свои поступки, не думать о том, что скажут, а быть со Христом, приносить те самые плоды покаяния, возвращаться к тем, кого обижаем, просить прощения. Насколько мы готовы благодарить, делиться тем, что имеем, четко понимая, что отдаем Богу, пытаемся у Бога таким образом испросить прощение грехов своих?

Евангелие, которые мы сегодня слышали, читается, когда освящаются дома и квартиры. Мы должны понимать, что обиталища наши, наши дома всегда должны быть домами, в которых есть место Богу. Бог должен с нами быть и мы с Ним не только в храме, но и когда уходим из храма. Жизнь христианина должна быть целостной. Когда мы приходом в свои дома, мы должны продолжать жить в присутствии Божием и Бога приглашать в свой дом. И как радостно осознавать, что Бог приходит в твой дом. Хорошо, если у нас есть иконы, лампады. Но обязательно в доме должна быть молитва, которая призывает благословение Божие на дом. Посмотрите, как в Писании сказано: "спасение дому сему". Дому т.е. людям. Каждая семья обитает в определенном пространстве, и это пространство должно быть осенено молитвой, благодатью Божией. Я говорю не только о наших вечерних и утренних молитвах, но и о нашей молитве перед едой и после еды, о короткой молитве, которой мы благословляем своих детей, о короткой молитве, которую мы обращаем к Богу, когда не знаем, как поступить. О всем том добром и хорошем, что мы делаем в своей жизни - принимаем ли странников и нуждающихся, просто открываем свои двери для людей. Очень важно, чтобы Христос был в сердце каждого из нас, обитал в наших домах. И я об этом сегодня вместе с вами молюсь.