Проповедь в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Дорогие братья и сестры,

Одно из важнейших событий в истории нашего государства, нашей Русской Православной Церкви связано с очередным заступничеством Матери Божией за наш народ. Случилось оно в XIV веке. Ещё совсем недавно была Куликовская битва, та самая славная победа, когда Русь, казалось, освободилась от татаро-монгольского ига, от господства врага, который на протяжении столетий терзал Русь. Прошло всего пятнадцать лет - но вот новая напасть...

Войска непобедимого доселе Тамерлана вторгаются в земли русские, опустошают Рязань, Елец, подходят к Москве. Народ в ужасе. Этот ужас, связанный с пониманием того, какими опустошительными бывали нашествия этих народов, передавался из поколения в поколение. В этот самый момент единственным источником вдохновения и единения людей была христианская вера. И Дмитрий Донской просит митрополита Киприана принести в Москву из города Владимира, где она тогда пребывала, икону, древнюю святыню Русской Церкви, некогда принесенную из Константинополя. Крестный ход на протяжении почти трехсот километров сопровождал святыню. На окраине Москвы, на Тучковом поле, народ, наконец, встречает её.

В этот самый момент, как говорит Предание, Тамерлан, пребывая в своем шатре, видит сон. Он видит дивную Жену в ярком свете, Которая повелевает ему отойти от пределов Московского княжества. Он в ужасе идёт к своим сподвижникам и спрашивает, что это значит. И те, знакомые с христианской традицией, рассказывают ему, что он видел Богородицу, заступницу христиан, Матерь Господа Иисуса Христа. И доселе непобедимый воин уходит, побежденный не силой меча, а силой духовной, ибо сила духовная всегда сильнее любого меча. Этот день вошёл в Предание Церкви, стал праздничным, в честь этого дня освящён наш маленький кафедральный собор.

История движется по своим законам. Общество развивается по законам, к сожалению, очень часто далёким от законов евангельских. Так случилось, что прежний храм был разрушен. Но милостью Божией сегодня на этом месте снова стоит храм. Не такой большой, не так богато украшенный, но он есть, и в нем совершается молитва. Это значит, что источник благодати Божией невозможно задушить. Пока есть те, кому нужен Господь, этот источник не иссякнет.

Мы сегодня находимся в гораздо худшем положении, чем люди в далеком XIV веке. Тогда было много бед и скорбей, но, мне кажется, люди пребывали в каком-то ином состоянии духа, были способны объединяться вокруг святыни. Нам сегодня очень трудно объединяться. Господь задумал нас разумными, и очень важно, чтобы каждый имел своё мнение по тем или иным вопросам. Но часто бывает, что мы свое собственное мнение объявляем единственно верным. И тогда в обществе происходит разделение на тех кто "за", кто "против", тех, кто воздержался.

Печально, когда это разделение проникает в Тело Церковное, Которое по замыслу Божьему, по определению Соборов святых отцов должно быть единым и нераздельным. И когда мы чувствуем это разделение, нас охватывает смятение: "Как же быть?" Все говорят по-разному. Кто-то говорит, что надо уходить в окопы и леса; кто-то призывает вставать на баррикады, потому что Церковь и вера наша в опасности; кто-то считает, что ни на что не надо обращать внимания, что всё хорошо, и надо просто радоваться. Эти разные голоса звучат, и то и дело слышны вопрошания верующих: "Что же нам делать? Как не заблудиться? Как правильно жить по евангельскому духу?"

Я думаю, что в такие моменты становятся очень важными наши личные благочестие и праведность. Праведность в евангельском смысле. Если мы внимательно прочтем Евангелие, мы увидим, что праведность заключается в самых простых вещах.

"...ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мы.25:32)".

В нашей современной жизни эти заповеди требуют самого прямого исполнения, не в каком-то переносном, духовном смысле. Вокруг нас всегда есть люди, которые нуждаются в нас.

Мы с вами можем сколько угодно рассуждать о судьбах мира, православия, о духовной жизни, но если в таких малых вещах не будем оставаться христианами, то все эти рассуждения ничего не стоят. Никакие святыни нас с вами не спасут, если мы не будем иметь навыка делать не просто доброе дело, а дело христианское, дело христианской добродетели. Сегодня много говорят о том, что можно быть просто хорошим человеком, что Церковь для этого не нужна. Но это не так.

Что значит быть хорошим? Евангелие учит нас тому, что быть хорошим христианином - значит уметь наступить на собственное "Я", не просто поступиться своим комфортом, а наступить на собственное мнение, иногда проглотить обиду, но сделать то, к чему ты призван, ради любви к ближнему, который в твоей заботе нуждается.

Это ежедневно происходит в ваших семьях. Сталкиваются мнения, сталкиваются самолюбия. И в этих столкновениях рождаются те самые христиане. Христианина отличает не просто любовь к человеку, а любовь к врагам. Потому Господь установил такую заповедь. И даже когда человек причинил нам какую-то боль, мы должны не просто отпустить это и продолжать плыть по течению — мы должны пойти и что-то для него сделать. Иногда очень простое. Принести тот самый стакан воды, кусок хлеба. И я вас уверяю, что без благодати Божией это не возможно. Сил человеческих на это не хватает.

Мы, современные христиане, настолько раздираемы сегодня самомнением и чужими мнениями, что нам становится очень сложно быть единой Церковью. Сегодняшний день как раз об этом. О том, что мы должны собираться вокруг святыни, но не ради того, чтобы молиться каждому о чем-то своем, а о том, чтобы нам быть единым Телом Христовым, быть чем-то настоящим. Я всем нам сегодня желаю такого настоящего, духовного единства. Чтобы мы с вами побеждали внутреннего Тамерлана духовным оружием. Каждый раз преодолевая обиды, терзания нашего самолюбия, будем продолжать делать то, что мы должны делать, - маленькие, настоящие, такие важные добрые дела.

 

В этом да поможет нам Господь молитвами Пречистой Своей Матери.
Аминь.