Про

1tFdP1HCk10.jpg

Интервью епископа Ахтубинского и Енотаевского Всеволода 

В день 60-летнего юбилея Владыки Всеволода, пресс-служба епархии публикует интервью своего Правящего архиерея. 

Благословите Владыка! Первый вопрос, может быть самый банальный, но все же. Как прошло ваше детство?

В детстве у каждого у человека были и радости, и скорби, в целом же беззаботное детство было у каждого из нас. Росли, бегали по улицам, вокруг нашего храма, бывало моя бабушка заводила меня в храм на праздники. Родители нас обеспечивали, в семье нас было трое братьев, я самый младший.

Вы были крещены в младенчестве?

Да, моя бабушка была очень верующая, в доме висели иконы, она никогда их не скрывала, всегда ходила в храм. Помню, нас всегда рано будили после Пасхальной заутрени, а бабушка приносила из храма куличи и различные яства, после чего всей семьей разговлялись. Хорошо помню случай из детства: все сели за стол, было очень рано и солнце только начало всходить, меня будят и говорят «Христос Воскресе»! А я никак проснуться не могу, так хочу спать. Такая вот детская память…

Владыка, были ли какие-то мечты относительно призвания? Кем хотели быть в детстве?

Как и большинство ребят, что видел прекрасное и радующее глаз для ребенка, о том и мечтал. Едет машина новая – хочу быть водителем, увижу самолет летит – летчиком захотелось. Кем только не мечтал стать! Но Господь призвал быть священником, о чем я нисколько не сожалею и не сожалел.

Как складывалась ваша судьба по окончании школы?

После школы я решил идти по стопам отца и пошел в горный техникум, в котором, правда проучился один год, и, поняв, что это не мое, ушел в Церковь. Так состоялась моя первая встреча со священником – отцом Феодором Коноваленко, который впоследствии стал моим духовником. Ветеран войны, настоятель Никольского храма города Золотое, куда был назначен в 1961 году и прослужил там до конца своих дней. Он прослужил на одном месте более 30 лет, что конечно в то время всех удивляло. В этот храм я ходил, пономарил и оттуда, после того как отец Федор дал мне рекомендацию, ушел в семинарию.

Расскажите, пожалуйста, о годах обучения в Ленинградской духовной семинарии.

В семинарию я поступил в 17 лет – в 1980 году. А 12 ноября мне исполнилось 18, и благодаря тогдашнему ректору, епископу Выборгскому Кириллу, нынешнему Патриарху Московскому и Всея Руси, я в столь юном возрасте был зачислен в семинарию. На нашем курсе было около 60 человек, а всего в стенах семинарии было чуть менее 500. Но мы были одной большой семьей возглавляемой ректором. Владыка Кирилл заботился о студентах. Проводились дополнительные лекции, экскурсии. Нам рассказывали о творчестве великих русских писателей, об архитектуре города. Где мы были, и что мы видели до 18 лет? А здесь, после Пасхи, на каникулах мы все ходили с экскурсиями, повышали свой уровень. Были разные места, не только Ленинград. Были и Великий Новгород, крепость Орешек на Ладожском озере, Псково-Печерский монастырь, где вплотную познакомились с монашеской жизнью, что конечно оставило отпечаток в моей жизни.

Испытывали ли вы за свою жизнь давление атеистического времени?

В 1980 году началась уже некая «оттепель» по отношению к религии, шла Олимпиада, и явных притеснений в то время уже не было. Единственный случай – когда после семинарии я собрался рукополагаться в Ростове у владыки Владимира (Сабодана), нужна была регистрация от уполномоченного по делам религий. Он посмотрел на меня и сказал: «Молодой человек, нам нужны молодые люди на «Россельмаше». Уговаривал меня и отказывался давать регистрацию. Но владыка Владимир, конечно, встал на мою сторону и все равно регистрацию мне дали.

Владыка, что вы считаете главным в служении священника?

Для священника главное – это, конечно, совершение Божественной литургии, сосредоточение на самой Евхаристии. Евхаристия – это общее дело, и главная задача к этому общему делу привлечь как можно больше людей. Не только тех, кто в церковной ограде, но и вне ее. Привлечь любовь к Богу и ближнему, что, конечно, было всегда сложно. Сейчас даже еще сложнее – когда приходишь в вузы, то видишь, что молодежь уже с устоявшимися взглядами на жизнь, со своими потребностями. И здесь происходит некая «запинка» - человеку нужно дать понять, что нужно жить не только современной нашей жизнью, не только прошлым, но и будущим. А будущее должно, как и всё основываться на вере в Бога. Нынешняя молодежь намного выше той, которая была в 1980-х годах, по своему образованию, интеллекту и развитию. Очень сложно привлечь человека молодого к вере в Бога, к церкви, к церковной истории. Мы должны строить нашу жизнь на вере наших предков, на нашей вере, которая есть наше утверждение и сосредоточие жизни.

Как, по вашему мнению, влияют на молодежь ее увлечения – музыка, времяпрепровождение и другие факторы?

Наше телевидение, пресса, радиовещание интернет – это проблема не только наша, но и всего мира в целом. Это все отвлекает людей от главных идеалов – семьи, веры, не дает возможности жить по тем высоким традициям и идеалам как жили наши предки. Нет ничего нового под солнцем. Та же семейная жизнь – все то же самое, что и много лет назад, однако не надо терять ценности наших предков, надо жить по их традициям и дальних и близких. А касаемо музыки – праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что любое классическое произведение, располагающее человека к миросозерцанию, церковь благословляет. Но современная музыка только утомляет человека, его духовный мир.

Спасибо Владыка. Расскажите, пожалуйста, о вашем архиерейском служении, о вашей первой кафедре.

Первая моя епархия – Славгородская и Каменская, Алтайская митрополия. Народ встретил меня приветливо, радушно. Что особо памятно для меня – это то, что государство уделяет внимание церкви, но не на словах, а помогает делами. Так, по программе был построен Духовно-просветительский центр «Логос» в Славгороде, на который было выделено 25 миллионов. Сейчас он полностью функционирует, в нем прекрасный актовый зал на 64 посадочных места, конференц-зал. Все отделы епархии функционируют, все это содействует нам в работе с обществом, помогает привлекать людей, проводить конференции, встречи с молодежью, организовывать просмотры фильмов. Был построен новых рам в Славгороде – святых апостолов Петра и Павла. Отрадно, что люди откликнулись. Казалось бы, тяжелое время, но черта православного христианина, даже, скорее славянских народов, - жертвенность. Они готовы отдать все ради того, чтобы у них был свой храм. Бывает так, что себя чего-то лишают, но на храм несут и жертвуют. Во множестве сел при мне были построены храмы, а когда я уезжал, в некоторых еще и строились. Жертвенное служение нашего народа всегда превосходит все наши недостатки. А жертвенность покрывает любой грех, конечно, не самый страшный.

Владыка, расскажите о ваших первых впечатлениях от Ахтубинской епархии.

Мне особо отрадно, что и храм Архангела Михаила, и сама резиденция архиерея находятся на берегу реки Ахтуба. В октябре была еще яркая зелень, прекрасная картина природы, изумительный вид. Все говорят – жара, пески. Никаких песков нет, есть только красота Божиего мира, которая нас окружает. Паства меня с любовью приняла, очень было отрадно, что подарили мне корзину всевозможных фруктов. Вот она, щедрость русской души! Море цветов и корзина фруктов. Я посетил уже некоторые храмы и Красноярский монастырь. Везде люди встречают с теплом, с радостью.

Владыка, вы заметили какое-то сильное отличие Алтая от Астраханской области?

Лишь только климатические условия. На Алтае морозы больше сорока градусов, а здесь жара больше сорока. Но, как говорится, пар костей не ломит. А в остальном, всё Слава Богу.

Владыка, какие-то планы на ближайшее время уже намечены?

Планы те же, что и на Алтае, и вообще в сердце каждого правящего архиерея – это миссионерская деятельность, образование, работа с молодежью, проповедь и совершение Божественной литургии.

Позвольте поблагодарить вас Владыка за интервью и просить Ваших молитв о жителях Ахтубинска и нашей епархии.

Взаимно благодарю, спаси Господь всех!

 

 

Пресс-служба Ахтубинской епархии