Обращение епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония к вступающим в Великий пост

Дорогие братья и сестры!

 

В преддверии Поста нельзя обойти стороной эту тему, и хотя о Великом посте написано очень много и святыми отцами, и нашими современными священнослужителями, богословами, но, тем не менее, тема эта неисчерпаемая и всегда актуальная.

 

Сегодня, глядя на наших верующих, замечаю, что многие уже несколько иначе стараются проводить пост. Вопрос о том, что и как есть, а что не есть, он уже не так остро стоит, как, например, 10 лет назад. Я помню, как мы изучали состав продуктов, искали в них скоромные составляющие. Я искренне надеюсь, что такое отношение к посту мы преодолели, и тех былых крайностей, которыми иногда страдали наши верующие, стало меньше, хотя, наверное, они есть, и о них тоже нужно говорить. Но пост, прежде всего,  должен быть разумным и посильным, ни в коем случае наша ревность к посту не должна приводить к ослабеванию наших физических сил, к тому, что человек перестает быть способным исполнять круг положенных ему обязанностей. Но, в то же время, я всегда говорю о том, что от поста телесного не свободен никто - ни стар,  ни млад - ни один православный христианин  не свободен от заповеди поста, а уж тем более от Поста Великого, заповеданного нам Святыми Вселенскими Соборами.

 

Какова должна быть наша мера? Конечно, человек сам должен для себя эту меру определить, в том числе с благословения священника. На мой взгляд, следует прийти к священнику, желательно к тому, который знает вас, знает хотя бы особенности вашей жизни, и спросить благословения на ту или иную форму потребления пищи.

 

Но наши святоотеческие указания, народная мудрость говорят о том, что, например, для беременной женщины чревоугодие – это добродетель. И уже после рождения малыша, когда молодая мать кормит, питание её тоже избирательное. Поэтому я бы хотел предостеречь наших молодых мам от какой-то чрезмерной ревности в этом случае. Всегда послабление в посте позволялись путешествующим, болящим, занятым на тех или иных тяжелых работах, об этом сказано много.

 

Всё чаще спрашивают о том, какова должна быть духовная составляющая поста, как мы внутренне должны потрудиться? Иоанн Златоуст говорит о том, что кроме воздержания в пище, есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия: здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость. Пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. И, как мне кажется, для нашей современной жизни эти указания очень важны.

 

На мой взгляд, мы сегодня особо страдаем от немирности, от раздраженности, которая часто в нашем обществе отравляет жизни в семьях и коллективах. Хочу призвать верующих, прежде всего, обратить внимание на то, насколько мирна их жизнь с окружающими. Мы должны в некотором смысле утончаться, видеть проявление своего эгоизма, проявления своего «Я», которое очень часто заслоняет нам всех и вся вокруг. Если мы с таким вниманием будем относиться к себе во время поста, тогда он станет великим и большим делом. 

 

Конечно, время поста – это время меньших развлечений ума, и здесь для современного человека было бы очень хорошей нормой, ограничить поток поступающей информации. Для многих сегодня очень важным делом было бы,  например, ограничение своего присутствия в интернете, в социальных сетях, вообще ограничение присутствия в неком медиапространстве. Вспомним отцов в пустыне. Пустыня бедна впечатлениями - визуальными, звуковыми - и когда человек попадает в пространство, в котором нет впечатлений, он неминуемо обращается внутрь себя. Увидеть себя настоящим - одна из важнейших задач поста. 

 

Не забудем принести радость окружающим нас людям: лишний раз смолчать, не отреагировать, как нам привычно. У нас, знаете, к сожалению, есть отговорка, которую мы сами себе придумали - так называемое "постовое искушение". Этой фразой мы оправдать можем все, что угодно в себе. Не сдержались, накричали, обиделись - это «постовое искушение». Мы должны помнить, что все и всегда исходит от нас самих, из нашего сердца. Вместо того, чтобы оправдывать себя, нужно приносить плод покаяния. Было бы здорово, если бы каждый день в период Великого Поста у нас был похож на Прощеное воскресение, когда мы осуждаем себя и прощаем немощи наших близких. Конечно, самая главная рекомендация в словах апостола Павла:  «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

 

Лучшее средство для достижения хотя бы минимальной духовной перемены - это богослужение, без которого по-настоящему вдохновится невозможно, невозможно по-настоящему пережить это время духовной весны. Церковь как училище благочестия и веры всегда будет первой помощницей. Поэтому призываю всех в эти дни чаще бывать в храме, призываю к молитвенному подвигу. Самое главное, чтобы в эти дни от нас, как от весеннего солнца, исходили свет, тепло и радость.