Проповедь епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония в Неделю Торжества Православия

Братья и сестры, первый воскресный день Великого Поста именуется Неделей Торжества Православия. Такое наименование этот день получил с IX века, когда была одержана окончательная победа над ересью иконоборчества, которая терзала Церковь в VIII веке. Тогда Церковь особым чином ознаменовала победу православного вероучения над всеми ересями и расколами, и хотя ереси и расколы возникают и до сегодняшнего дня, «Торжество православия» - это, прежде всего, исповедание веры в торжество Истины и правды Божией над всякой попыткой эту правду исказить и разрушить единство Церкви. Действительно, нет ничего страшнее для Церкви, чем разделение, чем раскол.

 

Но не надо думать, что причина разделений и расколов какая-то внешняя. Не надо думать, что какая-то внешняя злая сила человеческая стремится разделить Церковь, хотя и такие были попытки. В XX веке попытки создать обновленческую церковь, как мы знаем, ничем не закончилось. Но в большинстве своем  расколы начинаются изнутри. И люди, являющиеся источниками этих разделений, этих лжеучений, которыми они увлекают паству, как правило, люди образованные, люди, умеющие хорошо говорить, харизматы, которые могут повести за собой. Но как часто эти лжеучителя оказывались обиженными по тем или иным причинам на Церковь…

 

Какова же причина того, что вдруг человек, который находится в единении со всей Церковью, противопоставляет своё мнение мнению Церкви. Причина, прежде всего, в гордости. В гордости, которую святые отцы называют матерью всех пороков. Причина в том, что человек, ослепленный некой страстью, считает свое мнение более правильным, более логичным, и его сердце и ум закрыты для того, чтобы услышать чужие аргументы. Как часто протест против общецерковного мнения лишь прикрывает уязвлённое самолюбие, какую-либо немощь или внутреннюю проблему.

 

Причина и в том, что очень часто человек внутри Церкви забывает о том, что есть Церковь, и начинает мыслить Церковь, как некий социальный институт, в котором, как мы знаем, есть те или иные возможности, начинает мыслить Церковь, как некое культурное явление. Но Церковь – это единый Богочеловеческий организм, церковь движима Духом Святым. И мы сегодня тем богослужением и тем чином, который сейчас за ним последует, будем с вами утверждать единство Церкви.

 

Сегодня, в Неделю Торжества Православия, мы торжественным образом провозглашаем наше правоверие, наши церковные догматы, нашу православную веру. Быть православным - значит правильно славить Бога, значит правильно  молиться. Мы сегодня торжественно провозглашаем наше с вами единение. И не случайно единство Церкви выражается именно в единении молитв и в возможности причащаться из единой Чаши Христовой.

 

Церковь всегда очень больно переживала всякого рода разделения и до сих пор переживает. Мы видим, сколько вокруг ересей, так называемых сектантских организаций, которые пытаются поймать в свои сети все новых и новых людей.  Очень часто в эти сети попадают люди, которые причастны к православной вере, попадают люди, которые и в храм даже ходили. Но в какой-то момент что-то произошло, что-то надломилось.

 

Сегодняшний день - это не просто воспоминание какой-то далекой истории, произошедшей в далекой Византии в далеком IX веке. Если посмотреть на нашу жизнь, на жизнь наших приходских церковных общин, то мы увидим, что в какой-то мере в нас по сей день присутствует разделение. Мы не можем сегодня сказать о себе, что мы, действительно, единый народ  Божий, живущий единым сердцем, единым Духом, и едиными устами, исповедующими Христа. Иногда наше разделение принимает крайние формы, когда прихожане одного храма негативно относятся к прихожанам другого храма, когда в одном приходе несколько священников: часть паствы  исповедуется у одного священника, часть - у другого, - и опять разделение. Когда прихожане одного храма не знают беды и нужды друг друга.

 

Я часто наблюдаю, как прихожане, которые вместе сегодня стояли в храме, молились, вышли из храма, и те, у кого есть возможность, поехали на своем автомобиле домой, а кто-то стоит на остановке в любую погоду и ждет маршрутку, и не известно, придет она или не придет. И это тоже показатель нашего приходского единства. Мы всегда должны помнить, что любое разделение начинается здесь, в храме, начинается среди нас, начинается в нашем сердце, начинается с нашей гордости и высокоумия, начинается с недостатка любви. И именно поэтому, в том числе, после достаточно напряженной в молитвенном и духовном плане недели, первой недели Поста, празднуется Торжество Православия.

 

И главное Торжество Православия, конечно, не в том, что мы победили всех наших соперников, победили всех еретиков. Победа должна заключаться в том, что человек, вчера не знавший Бога и живший только по своим похотям и страстям, вдруг меняет свою жизнь, вдруг обретает веру, вдруг становится цельным, целомудренным, собранным. Иногда мы объяснить не можем, как же это  произошло. Победа Православия заключается в том, что вчерашний великий грешник становится великим святым, как разбойник на кресте, как Мария Египетская и как многие, многие другие.

 

Победа Православия заключается в том, что несмотря на все гонения, которые были в нашей стране, несмотря на то, что целые поколения были воспитаны вне веры, мы сегодня собираемся в нашем храме, в первый воскресный день Великого Поста. Я уверен, что сейчас во всех храмам нашей страны тоже много людей. Вот в чем Торжество Православия.

 

Но я вас уверяю: если мы с вами не будем блюсти свою веру, если мы не будем блюсти свое сердце, если мы не будем стараться друг к другу проявить любовь, действительно быть единой церковной общиной, то все это будет очень хрупким. И если люди, которые вокруг нас живут по тем или иным причинам не вдохновляются нашей жизнью - это наша с вами беда. Это мы с вами не смогли так проявить свою веру, чтобы окружающие нас люди задумались и вслед за нами бы решили переступить порог храма. Значит надо что-то менять в своей жизни.

 

Сколько раз мне приходилось слышать: «Посмотрите вот на этого человека. Ведь он же ходит в храм, а в жизни обыденной ведет себя совершенно безумно и иногда совершенно безнравственно, причем, явно не скрываясь». Это беда, беда наших с вами сердец, жизнь двойная, когда здесь, в храме, мы одни, а за пределами храма - другие. Единение церкви зависит от нашей с вами цельности, от нашего с вами единения. Мы за каждым богослужение молимся о единении всех. И я вас призываю в ваших домах молиться о единении всех, и в нашей приходской жизни стараться вот так обнимать друг друга сердцем, чтобы мы не просто именовались «братья и сестры», а действительно стали братьями и сестрами по Духу.

 

Богу нашему Слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.