Проповедь в неделю Торжества Православия

Сегодняшний день именуется в нашей Церкви Неделей Торжества Православия. Празднование это было учреждено в 9 веке, когда был одержана окончательная победа над ересью иконоборчества.

 

На протяжении практически пяти веков в Церкви формировалось богословие, ибо учение Христово, переданное самим Господом его учениками и апостолам, требовало уяснения. Когда вера Христова стала распространяться по земле, люди, отягченные своим знанием о мире, многие вопросы веры стали так или иначе подвергать сомнению, и возникли лжеучения, ереси. И на все это Святая Церковь в течение пяти веков давала ответ. Как может быть Бог Троица? как Христос мог соединить в себе две природы — Божественную и человеческую? какова эта природа? - на все эти вопросы отцами Церкви на Вселенских Соборах даны были ответы.

 

И вот, в 8 веке возникает новая ересь. Упадок богословского образования, упадок веры, ставшей больше некой обрядностью, несмотря на то, что верующих людей было много, и 2% процента населения Византийской империи были монашествующими, привели к тому, что люди стали относиться к иконам, которые издревле, с самого возникновения Церкви в ней присутствуют, как к идолам. Краску с икон соскабливали и добавляли в Причастие, чтобы усилить, как им казалось, Его действие. Причастие клали на икону какого-либо святого, чтобы как бы от него получить Причастие, иконы брались восприемниками при крещении. И все это, конечно, не могло не получить какой-то реакции. И стали ставить под сомнение вообще догмат об иконопочитании. Но Церковь и на это дала свой ответ, который сформулировал святой Иоанн Домаскин. Ответ заключался в том, что иконам мы не поклоняемся, как Богу, а иконы мы чтим.

 

8-9 века были временем трудным для Церкви, временем потрясений - и богословских и внешних, временем по сути гонения на монашествующих, на тех, кто продолжал придерживаться иконопочитания. Но Церковь выстояла в девятом веке, и тогда был составлен тот Чин, который мы с вами сейчас будем возглашать, именуемый Чином Торжества Православия.

 

Если мы посмотрим на последующую историю Церкви, то мы с вами увидим, что будет еще немало таких моментов, когда Церковь будет колебаться, когда Церковь будут сотрясать какие-то лжеучения, расколы, и продолжается это и доныне. Церковь за двухтысячелетнюю историю своего существования никогда не жила в каком-то благополучном времени. И это невозможно, ибо такова природа Церкви - быть чем-то неотмирным, и мир всегда пытается Церковь уничтожить.

 

Это происходит постоянно и знаем мы, что и донные, то здесь, то там слышны голоса, критикующие современную Церковь. И если некоторое время назад внешние критические замечания на тему жизни Церкви, как правило, формулировались людьми,  не ассоциирующими себя с Церковью, то сегодня мы видим, что появляется много всякого рода сообщений, прежде всего, в интернете, от людей вроде бы церковных. Они критически описывают жизнь церковной действительности, жизнь отдельных священнослужителей, положение в той или иной епархии, жизнь тех или иных иерархов и даже самого Святейшего Патриарха Кирилла.

 

Знаете, когда приходится это все читать, каждый раз остается очень тяжелый, неприятный осадок. Эти люди вроде бы выступают с благими намерениями, совершенно справедливо желая, как им кажется, очистить Церковь, сделать ее лучше, вот так обнажая церковные пороки. Но на мой взгляд, это не поможет, потому что, как правило, в этих всех сообщениях мы видим непонимание того, что есть Церковь Божия.

 

Это наша общая беда — нарушение вообще церковного сознания. Церковь Христова, как правило, воспринимается лишь как некая земная организация, собрание верующих, сообщество людей, объединенных общими интересами, общей верой. Сообщество людей, в котором есть некая вертикаль власти. Есть и другой взгляд, быть может, более глубокий, более верный с богословской точки зрения: Церковь — это собрание верующих, объединенных Духом Святым. Но Церковь есть нечто большее, чем собрание верующих людей.

 

У Церкви видимой всегда есть невидимая сторона, это дар — благодать Духа Святого, которая постоянно действует. Невидимая сторона Церкви есть то, что Церковь есть Тело Христово. Именно поэтому мы в Символе Веры с вами исповедуем, что веруем во единую святую соборную и апостольскую Церковь, и, по слову святителя Филарета Московского, в Церкви действительно нужно верить. Нужно верить в Святую Церковь.

 

По слову святых отцов, Церковь земная, воинствующая — это собрание грешников, но если не верить в это мистическое измерение Церкви, если не верить, что глава Ее сам Господь Иисус Христос, то, действительно, что остается? Остается некая земная организация, которая состоит из грешных людей и управляется грешными людьми со своими немощами и пороками. Если бы это было так, то эта критика могла бы быть справедливой. Но в том то и дело, что Церковь Христова есть не человеческая, созданная не человеческой волей, а есть продолжение присутствия Бога на Земле. И Господь сказал, что врата ада не одолеют Его Церкви.

 

Правильно понимать свое место в Церкви - это значит понимать, что, приходя в Церковь, ты приходишь, прежде всего, к Богу, понимать, что мы не просто в Церковь приходим, мы в ней живем, и, выходя из храма, человек не перестает быть частью Церкви. Эта правильное понимание должно помогать нам осознавать свое место в Церкви. Да, мы - часть Церкви, но приходим мы сюда, чтобы, прежде всего, исправить самих себя, чтобы благодатью Божией исправлена была наша греховная сущность, чтобы Господь помогал нам избавиться от наших страстей и немощей. Главное содержание Церкви — это Христос. И главное свойство Церкви — это любовь. За пределами Христа и за пределами любви — это уже не Церковь. 

 

И если человек приходит в Церковь для того ,чтобы жизнь его стала лучше, чтобы не болеть, еще для чего-то, то он не в Церкви. Если человек не ищет в Церкви Христа, то он никогда не поймет, что есть Церковь. Так часто бывает: человек, приходящий по некому порыву в храм, встретив там, может быть, как ему кажется, недостойный прием, какое-то невнимание, грубость, уходит. Это наша с вами общая беда: мы не живем с вами по словам апостола Павла  - «Уже не я живу, но во мне Христос».

 

Во всех этих статьях  и сообщениях, иногда, возможно, правдивых, нет главного — нет любви и нет веры в Церковь. Я призываю вас всегда верить в Церковь Христову, любить Ее, ибо это великое счастье для нас с вами жить в такое время, когда нам никто не запрещает и ничто не препятствует делать это. Ничто не мешает привести наших детей в храм Божий, когда наши семьи могут, не скрываясь ни от кого, быть не просто ячейкой общества, а быть действительно малой Церковью. Благодарить Бога мы должны за эти возможности.

 

И, наверное, много еще чего будет не так, в том числе и в нашем духовенстве. Меня часто спрашивают: «Почему так?». Но, дорогие мои, братья и сестры, это вы, кто рожает сегодня детей, которые завтра станут священнослужителями. И наши священнослужители не приходят из ниоткуда, мы их с вами вместе воспитываем, и когда мы видим что, что-то не так, вместо того, чтобы указать пальцем, укорить и осудить, нужно вспомнить, что мы часть Церкви , что если в Церкви беда или проблема, то это моя беда и моя проблема. И я буду скорбеть и плакать и молиться Богу, чтобы изменилось что-то. Когда у меня болит рука, я не ругаю ее и не критикую, я плачу и лечу ее. Если наша земная Церковь в чем-то нездорова, это значит, что нас с вами пока не хватает на такую молитву, чтобы Господь нам с вами даровал таких добрых пастырей и архипастырей, на чтобы быть верными чадами Церкви Христовой, чтобы наша жизнь была особенной и отличалась от жизни внешнего мира. Важно, чтобы, глядя на нас,  нецерквоный человек вдруг понял: вот этот человек, человек Церкви, так много и так сильно любит, всегда и всех прощает, трудится, рожает детей, воспитывает их в вере, всегда радостный, никогда не унывающий, и, наверное, за ним правда.

 

Вот такими мы с вами должны быть верными чадами нашей Православной Церкви. И, совершая сейчас этот молебен, помолимся нам именно об этом, чтобы нам всегда твердо разуметь что есть Церковь Христова, веровать в Церковь, всегда видеть в ней и искать главное - Христа, и учиться главному — любви и прощению.

 

Аминь.