Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. Слово на рукоположение дьякона Михаила Иванникова в иерея

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

 

Мы слышали с вами сегодня, дорогие братья и сестры, в евангельском чтении удивительные слова, пронзающие время, о том, как Господь ходит по Иудее, проповедуя Царствие Божие, исцеляя всяк недуг и язвы в людях.  Эти слова сказаны как бы вне времени. И мы можем сказать, что и доныне Господь ходит среди нас, исцеляя всяк недуг и всякую язву.

 

Каждый из нас поражен этими недугами настолько, что уподобить нас можно и расслабленному, и прокаженному, и глухому, и немому. Можем увидеть себя и в двух слепцах, которые, услышав только, что Господь здесь рядом где-то идет, стали кричать: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9:27)

 

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Господь, исцеляя этих двух слепцов, как бы порицает фарисеев, требовавших от Него явного знамения с неба. (Мк. 8,11-12). Эти же два слепца, не видя, исповедовали Христа сыном Давидовым, исповедовали Его Мессией.

 

Слепота сердца страшнее слепоты глаз. Этот недуг часто поражает нас с вами. Слепота сердечная проявляется в нашей жизни тогда, когда человек видит только грехи и немощи другого, а свои грехи и немощи не замечает. Слепота духовная поражает человека тогда, когда он перестает видеть беду и нужду ближнего своего. Когда все мысли, все устремления, все молитвы - только о себе. Все только о том, чтобы мне было хорошо. Вот тогда человек во истину слеп духовно. А сегодняшние слепцы нам дают пример дерзновения и веры.

 

Каждый раз, когда приходим в храм Божий, или встаем на молитву  дома, мы должны, прежде всего, вот так просить у Бога милости, чтобы открылись наши духовные очи, чтобы видеть нам прегрешения свои, чтобы видеть нам нужду ближнего своего. 

 

В конце сегодняшнего Евангелия Господь еще исцеляет человека немого. Если о причине болезни слепцов ничего не сказано, то здесь она названа прямо: он был нем, потому, что бес был в нем, связал язык этого человека. Удивительный дар слова, которым отличается разумный человек от бессловесных животных, дан нам для благого употребления. Дар слова дан нам для того, чтобы мы, прежде всего, могли Бога прославлять. Для того, чтобы из наших уст могли исходить слова благодарности, слова любви, слова молитвы, утешения. Но каждый раз, когда из наших уст исходит иное, мы превращаемся в бессловесных животных. И, действительно, иногда смотришь на человека, и кажется, что он одержим, когда из уст начинает исходить всякая нечистота. Как широко сегодня распространена матерная брань! До сих пор. Сколько бы мы об этом не говорили. Как это оскверняет человека…Очень часто человек, больной этой заразой, оправдывает себя тем, что по-другому якобы невозможно объясняться. Что это, если не одержимость?

 

Одержимость тогда имеет место, когда из уст человека ничего другого не исходит кроме пересудов и сплетен. И спросишь этого человека: если вспомнить все слова, которые ты произносил в течение дня, сколько из этих слов, на поверку, окажутся словами любви, утешения, молитвы? Из того бесчисленного количества слов, которые мы произносим в течение дня, сколько из них достойны произнесения? Окажется, что есть такие дни, в которые мы ничего такого вообще не говорим. И уподобляемся этому немому одержимому человеку, потому что, имея дар слова, мы не умеем говорить. Связан наш язык, связаны наши уста. Нет ничего, наверное, более страшного для человека, чем такая бессловесность.

 

Господь ходит среди нас, исцеляя всякую язву в людях, обращается к нам. Но видим мы по примеру тех слепцов, что для того, чтобы произошло исцеление, нужна вера. И Господь говорит: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). И если будем хоть сколько-нибудь веровать, Господь исцелит нас от наших настоящих недугов и язв. Только надо просить об этом. Только надо правильно выстроить в жизни те самые приоритеты: что важно, а что менее важно? о чем прежде всего нужно попросить?  О здоровье духовном прежде, чем о здоровье физическом, о ближнем прежде, чем о себе самом, о мире и благоустройстве внутреннем прежде, чем о благоустройстве земном, попросить прежде о блаженной кончине, чем о беззаботной жизни.

 

Такая система приоритетов должна быть в нашей голове, в наших молитвах и в наших обращениях к Богу. Тогда и Господь, видя нашу веру, наше правильное устроение, будет отвечать на наши молитвы.

 

Вы сегодня стали свидетелями великого Таинства Священства, и это сделало вас соучастниками этого Таинства.  Когда совершается хиротония в наших храмах, я всегда обращаюсь к присутствующим.  Поминайте в своих молитвах нового иерея Божьего Михаила, чтобы Господь ему дал сил и крепости осуществлять свое служение.

 

Отец Михаил, я вам желаю ревности по Богу. Вы давно в Церкви: так или иначе прислуживали в храме, последние полгода служили в диаконском сане. Но то, что случилось в вашей жизни сегодня, не похоже ни на что из ранее происходившего. Господь вручил вам Церковь. Та частица Тела Христова, которую вы держали сегодня в руках с молитвой, символизирует вручение вам заботы о Церкви, о Теле Христовом и об этом вы будете спрошены в день Страшного Суда - как вы осуществили свое служение, свое пастырство. И это велико и страшно. Священство выше царства, и нет для мужчины ничего более высокого в этой жизни, чем быть священнослужителем. Но всегда помните о том, что вы еще вчера были одним из таких же стоящих в храме прихожан. Упаси вас Господь хоть в малой мере надмеваться над стадом Божьим, думая, что ваше священство делает вас каким-то особенным человеком. Да, делает особенным, но только в той мере высочайшей ответственности, которую вы несете за все, что делаете, и за слова, и за мысли. Тот дар благодати Божией, который дается вам в Таинстве Священства, надлежит вам умножить, и до последнего вашего вздоха нужно вам заботиться и переживать о своем пастырстве и служении.

 

Мы желаем вам сегодня, чтобы ваше пастырское служение было благопоспешным. Чтобы вы действительно вошли в меру отца Церкви, действительно отца духовного для своих прихожан, которых вам Господь вручит. Чтобы люди, обращающиеся к вам, чувствовали самое главное - любовь. Большую часть своей жизни вы несли послушание педагога. Я надеюсь, что вы сможете совмещать свое педагогическое служение с вашим саном.

 

Это некий штрих в образе нашей новой Церкви: человек - учитель, имеющий педагогическое образование, становится священником. И я не против, чтобы он продолжал быть педагогом, тем более в сельской школе, где педагогов не так много. Мы возвращаемся к чему - то очень важному и доброму. В этом нет ничего страшного, когда священник совмещает служение с педагогической деятельностью. Помните о том, кто такой педагог.  В переводе с греческого - раб, который водил детей из дома в школу. И мы должны помнить, что и пастырь в Церкви тоже раб, тоже педагог, который должен помочь человеку прийти к Богу.

 

Я надеюсь, что те качества педагогические, которые вы профессионально стяжали за годы вашего служения, ныне обогатятся той благодатью, которую вы получили в Таинстве Священства. Помощи вам Божией, вашей матушке, вашему семейству в вашемсовместном служении. И мы все желаем и молимся только о том, чтобы служение ваше было беспорочным. Чтобы никто из нас никогда не вспоминал с огорчением о сегодняшнем дне, сегодняшнем богослужении, о соучастии в вашей хиротонии. Помощи вам и благословения Божьего.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

 

Аминь.