Проповедь после Божественной литургии в Неделю Торжества Православия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие братия и сестры, завершилась первая седмица Великого поста. С 9 века Церковь постановила этот воскресный день именовать Неделей Торжества Православия. К этому времени завершилось становление православного вероучения, которое было окончательно сформулировано Седьмым Вселенским Собором. Последнее лжеучение, последняя ересь, которая терзала Церковь, была связана с пониманием христианами догмата иконопочитания. Действительно, имело место превратное отношение к почитанию икон, были заблуждения. Церковь со временем с ними справилась бы, но возникло(в том числе и по политическим мотивам) гонение на почитание икон вообще. В знак победы над этим лжеучением мы сейчас вынесли запрестольную икону и крест на середину храма и после окончания моего слова будем совершать особый чин Торжества Православия. Мы будем молиться о Церкви и о торжестве православной веры. 

Но, к сожалению, немощь человеческого ума и немощь нашей веры такова, что очень часто под словом "торжество" мы подразумеваем некую победу над теми или иными людьми. Мы подразумеваем победу над лжеучителями и еретиками, над всеми, кто не верит или неправильно верит. Между тем смысл сегодняшнего дня совершенно в ином. Смысл сегодняшнего дня в победе не над человеком инакомыслящими, а в победе над лжеучением, которое возникло внутри Церкви. 

 

Вся история ложных учений говорит нам о том, что многие из людей, следовавших тем или иным ложным учениям, были совершенно искренними в своей вере, оставались ревностными христианами, думали, что они отстаивают истину. 

Это неверное понимание, к сожалению, живо и в наших умах. Замечательный богослов 20 века Сергей Иосифович Фудель сформулировал это следующим образом. Он сказал, что у Церкви Христовой есть некий темный двойник, который присутствует в Церкви на всем протяжении Её истории. Темный двойник Церкви - это неверное понимание того, что есть Церковь, для чего Она существует в мире, для чего мы с вами соборно молимся. Это неверное понимание роли христианина в мире, который, по слову Священного Писания, "во зле лежит". Сегодня мы очень часто можем услышать (и сами произносим) в отношении Церкви слова из воинского лексикона. И это, действительно, справедливо, когда мы говорим о внутренней борьбе, о том, что христианин - это воин Христов, то есть призванный бороться со своими собственными грехами. Но, к сожалению, борьба эта обращается в противостояние с окружающими людьми, с теми, кто по тем или иным причинам вне Церкви. Звучат слова о том, что православие должно окончательно победить во всех углах Вселенной, во всех умах. 

Но такого никогда не было, и такого никогда не будет по одной простой причине. В Евангелии Господь ни разу не говорит о том, что такая победа, такое торжество должно совершиться. 

Церковь Христова существует на земле не для того, чтобы все вокруг стали православными христианами. Она существует для того, чтобы у человека была возможность встретиться со Христом, была возможность узнать Бога, узнать о своём человеческом предназначении, стать по-настоящему счастливым.

 

И в этом смысле Торжество Православия наступает тогда, когда человек, который ещё вчера, возможно, не знал дороги в храм, не знал Христа, никогда не открывал Евангелие, вдруг оказывается пронзенным этим божественным словом, опаленным божественной любовью, в его внутренней жизни совершается переворот. И человек как будто опомнился, как будто по-другому посмотрел на свою жизнь и изменил её. 

Сегодня, вы знаете, к нам периодически приходят братья и сестры, которые были крещены в православной вере, но по тем или иным причинам ушли в другие так называемые церкви, где существует иной вид молитвы, иной род веры. Это происходит и у нас, в Ахтубинске. Каждый раз встречаясь с ними, вступая с ними в диалог, мы должны четко понимать, что у нас нет цели одержать победу в этом диалоге. У нас есть только одна цель. Мы молимся в этот момент Богу, чтобы наша разлука с этими братьями завершилась, чтобы они вернулись в лоно Церкви. Вот о чем наше переживание. Оно исходит из любви. Так, каждый человек, которого мы встречаем на своем жизненном пути, по тем или иным причинам не знающий Бога, для нас должен быть таким страдающим братом или сестрою, с которым мы духовно разлучены. Это боль Церкви, это переживание Церкви. Не с надменностью, не с высокомерием вы должны обращаться к этим братьям и сестрам, а с глубочайшей любовью.

Давайте вспомним сегодняшнее Евангелие, в котором Господь собирает Своих учеников. «…Находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» (Ин. 1:43). И вот Филип идёт и завет Нафанаила, говорит:«мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1:45). Нафанаил сомневается - Назарет никогда не славился своим благочестием: "из Назарета может ли быть что доброе?" (Ин. 1:46). И Филип произносит очень важные слова. Филип говорит: «Пойди и посмотри»(Ин. 1:46).

В этих словах есть глубокий посыл в нашу современность. Когда мы, священники, обращаемся к миру, обращаемся к людям, мы говорим о Христе. Когда вы говорите кому-то о Церкви, о Христе, вы должны также сказать: "Приди, посмотри и увидишь. Приди в нашу Церковь, приди в нашу общину". А что человек должен увидеть, чтобы здесь остаться? Он должен увидеть образ Христа! И как Нафанаил, искренне ищущий человек, при встрече со Христом, исповедать Его Сыном Божиим. 

Люди,которые приходят в храм наш, должны в нас, в общине нашей видеть Божие присутствие. И это не какая-то абстрактная вещь, не какая-то аллегория. Божие присутствие должно отражаться в нашей с вами жизни. Приходящий сюда человек должен увидеть по-настоящему счастливых и радостных людей, радостных от присутствия Бога в жизни. Приходящий сюда человек должен встретить не надменный взор, взгляд своего на чужого, а радостный взгляд, исполненный благожелательности. Пастырей добрых, заботливых, сопереживающих любому горю, крепкие счастливые семьи со многими детьми, воспитанными в вере. Человек, приходящий в храм, должен почувствовать, что здесь, среди этих людей, он никогда не будет отвержен, он никогда не будет предан, он никогда не будет оставлен в беде. 

А мы с прискорбием должны сами себе сказать, что люди, приходящие в наш храм, переступающие порог наших общин, находящиеся среди нас, к сожалению, в большинстве своем этого не видят.

Возникает вопрос: "А что же это значит?" Значит ли это, что Церковь есть как раз то, за что Ее принимают многие - лишь некая земная организация, изобретение каких-то людей? Горстка клириков, для которых Церковь - только средство для зарабатывания денег? 

Они правы? Они не правы! Они не правы, потому что Церковь наша живёт Духом Святым. Они неправы, потому что глава нашей Церкви - сам Господь Иисус Христос. И Господь хранить свою Церковь. Но беда в том, что мы её не храним. Беда в том, что мы живём с этим полуцерковным, а иногда и антицерковным сознанием. Беда в том, что мы не чувствуем себя ответственными за Церковь. Мы не чувствуем себя ответственными за всех тех братьев и сестер, которых нет в Церкви. Мы живём каждый сам по себе, совершенно не думая, не переживая о том, что наша жизнь может как-то сказаться на жизни других людей. Совершенно не переживая о том, что в нашей жизни, если она нерадива и немощна, страдают те люди, которые из-за нас не смогут переступить порог храма, они в нас не повстречают Христа. 

Очень важная задача современной Церкви как собрания верующих - жить одним единым Духом. Очень важная задача для нас с вами, наконец, стать общиной. Потому что в Церкви никто сам по себе, поодиночке не спасается. Господь сказал:«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Многие немощи современных христиан и вообще немощи современного христианства от этого и исходят - мы не собираемся вместе ради Христа. Мы собираемся ради чего-то своего.Но только во взаимном общении, взаимной любви и взаимной ответственности друг перед другом, пред Церковью, перед миром действительно происходит какая-то внутренняя перемена. И ради этой перемены мы собираемся здесь.

 

Посмотрите, как сегодня мы разобщены, как мы разномысленны. Да, каждый человек уникален, имеет и должен иметь свое собственное мнение. Но мы должны жить соборно. Это значит, что, обмениваясь мнениями, мы должны приходить к какому-то общему знаменателю. В отличие от мира, в котором каждый говорит только о своем и хочет, чтобы только его мнение было главным.

 

В Церкви все должно быть по-другому. Для этого мы должны опираться на авторитеты и иметь доверие. Доверие к Богу, к священноначалию, доверие просто друг к другу. Доверие, которое зиждется на откровенности, на том, что никто не ищет своего, а все ищут только Божьего. Доверие, которое открывает дорогу Божьей благодати и препятствует врагу, разделяющему нас.

 

Мы – Церковь.Мы вместе должны решать те или иные проблемы, задавать иногда друг другу неудобные вопросы. Торжество православной веры наступает только тогда, когда «брат» и «сестра» перестают быть только фигурами речи. В этом взаимном общении зародится что-то очень важное, то, в чем все мы так нуждаемся сегодня, то самое единство в Духе Святом.

 

Аминь.