Проповедь на всенощном бдении в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Мы с вами сегодня собрались на богослужении во дни Рождественского поста – особого времени, в которое каждый православный христианин призван к тому, чтобы уготовать свое сердце для встречи новорожденного Богомладенца.

 

Время поста – это время особое: мы должны с большим вниманием относиться к своей жизни, утруждать и понуждать себя, совершать над собой хоть какое – то насилие ради Господа и этого святого праздника, который мы ожидаем в эти дни. Всегда мы говорим о том, что пост не может быть только в еде. И утверждение наше основано на том, что человек создан двухсоставным: мы с вами состоим из души и тела. И именно это единение души и тела делает человека человеком. И когда мы постимся, должны поститься тело и душа – одного без другого быть не может. Если человек заключает пост только в том, чтобы отказываться от того или иного вида пищи (только лишь утруждает свое тело и не заботится о душе), то такой пост превращается в диету. И более того, такой пост не приносит плода потому, что человек, утруждающий только тело свое, будет раздраженным и очень нервным для всех окружающих. Поэтому мы и говорим, что в человеке должно поститься только тело, но и душа.

 

Душа постится, прежде всего, вниманием к себе. Те движения, которые внутри нашей души есть и те реакции, которые происходят от общения с нашими близкими – внимая этому, мы должны больше замечать негативных и греховных моментов для того, чтобы потом нести их на исповедь. Душа постится тогда, когда мы с большим усердием молимся Богу. Душа постится тогда, когда мы чаще приходим в храм Божий. Душа постится тогда, когда мы стараемся сделать что – то доброе и хорошее (то, что в обычной жизни своей, может, не делаем или не уделяем этому внимания), когда в ущерб своим интересам и своему времени. Вот только такой пост души и тела приятен Богу. Только такой пост Господь приемлет. Только такой пост способствует тому, что приносится плод.

 

Какой же плод мы должны принести? Об этом нам говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Вот те самые плоды духовной жизни, которые мы с вами должны приносить.

 

Сегодня мне хочется обратить ваше внимание на очень важный момент нашей современной церковной жизни, связанный с тем Евангельским чтением, которое мы сегодня с вами слышали (о том как Господь пришёл в синагогу). Синагога – это место молитвенного собирания иудеев – молитвенный дом (храм был всего один – в Иерусалиме), в котором они собирались для прочтения Священного Писания, выслушивания назиданий от начальника синагоги – старейшины, который не являлся священником, но был старейшим членом общины. И вот среди этого собрания Господь увидел женщину, которая была скручена (парализована) многие годы так, что она не могла выпрямиться и «главы своей поднять…» (Лк.13:10-17). И Господь исцеляет её. Но что мы видим? Вместо радости, вместо благодарности безумнейший старейшина – начальник синагоги говорит такие слова: «Не должно ничего делать в субботу…» Суббота – это день иудейского покоя. Они (иудеи) так понимали эту заповедь – совершенно законнически: что ничего вообще нельзя делать. «Не должно ничего делать в субботу…» – в другие дни приходить исцеляться. Более безумных слов трудно было найти, но Господь вразумляет этого старейшину. Все радуются тому, что Господь говорит, что «не человек для субботы, но суббота – для человека»… Господь говорит о том, что такие особые дни мы должны посвящать Богу, проводя их в благих и добрых делах.

 

Я хочу обратить ваше внимание на поведение этого старейшины синагоги. Ведь так часто многие из нас, которые давно в храме и часто бывают в храме, ведут себя именно подобным образом по отношению к людям, которые только – только делают первые шаги в храме, только – только пытаются переступить порог храма или просто мы встречаемся с ними в нашей обыденной жизни. Как часто мы вот так же законнически рассуждаем (в категориях): «это можно», «это нельзя», это нужно делать», «это не нужно делать». Особенно ярко в нас это проявляется в дни поста.

 

Мы же всё знаем и понимаем, как и кому надо поститься и, начинаем всех наставлять и учить. И происходит очень часто очень большое смущение от наших слов. Почему? Потому, что мы всё это говорим очень часто не с добрым сердцем. И говорим так, а нас не слышат. Мы раздражаемся, огорчаемся на этих людей: «Ну как же так? Мы же ведь хорошего хотим для этих людей, а они не воспринимают того, что мы им говорим»…

 

Очень важно, чтоб мы с вами понимали, что мир, который лежит во зле, он поражён всякого рода раздражениями. Наверное, особенно сейчас мы это чувствуем, как люди друг на друга раздражены. У нас очень много негатива льётся со всех сторон и, современный человек очень устал от негатива. Вы все, наверное, видите и замечаете, когда человек сегодня приходит в какое – либо учреждение или магазин, приходит, чтобы ему оказали некую услугу за деньги – мы чувствуем, что там нам рады. Мы часто сталкиваемся в своей повседневной жизни с какой – то агрессией, неприязнью, нежеланием что – то сделать для нас, хотя мы приходим с благими намерениями (с желанием деньги отдать). Почему так? Потому, что люди очень завистливы, немощны, им тяжело жить, тяжело жить вне Бога и Церкви.

 

Так вот, когда человек приходит в храм Божий и знает, что мы – Церковь (мы – люди храма, люди этой общины), обращается к нам и сталкивается с тем, что есть в обычном мире, то он никогда не придёт к Богу. Вы понимаете, как это важно – настроить своё сердце на доброжелательность. От нас должна исходить доброжелательность. И не надо ждать, что к вам как – то кто – то хорошо отнесётся. Наоборот, христианин, живущий в мире, пребывающий всегда в добром и хорошем расположении духа (потому, что мы в храм Божий приходим за этим расположением духа), этой радостью преисполненный, должен приходить куда бы то ни было с улыбкой, пожеланием доброго дня. И к этому нужно понуждать себя, надо стараться. Это очень непростая вещь, но поверьте: она очень действенна, если мы будем задумываться об этом и будем обязательно прибегать.

 

Сегодня очень часто мы слышим, что люди не понимают друг друга. Вроде бы говорили о хорошем и много, а нас не слышат, нас не понимают. Хотя вроде мы все – братья и сестры, мы все одним Миром мазаны, крещены одним крещением, вроде мы все одного духа, но не понимаем друг друга потому, что не разговариваем друг с другом на языке Христа. Единственный язык, который понятен всем и каждому – это язык Христа. И это очень простой язык – это язык любви. Ведь любой человек – даже самый лютый безбожник, даже самый последний атеист – в глубине души хочет, чтобы к нему отнеслись по – христиански. Так и мы все с вами также искренне хотим, чтобы куда бы мы ни пришли, нам все радовались. Но этого не будет до тех пор, пока мы сами не будем радоваться всем тем, кто встречается на нашем пути. Искренне и нелицемерно радоваться людям, жалеть людей, которые пока ещё не знают дороги в храм. И я всегда говорю о том, что то, что нас в храме мало, в этом когда – то уездном городе – Енотаевске, сейчас проживает несколько тысяч человек, а нас здесь чуть больше сотни – в этом наша вина. Потому, что человек обращается к нам, приходя в храм, не встречает здесь чего – то иного, не встречает здесь другого отношения.

 

Если мы с вами в этом потрудимся, то храм наш начнёт наполняться людьми. Потому, то людям трудно, людям очень тяжело и они нуждаются в Слове Божьем – в том, чтобы с ними разговаривали на языке Христа, на языке любви. И я желаю всем нам, братья и сестры, чтоб, прежде всего, в оставшиеся дни Рождественского поста мы упражнялись в главном – в доброжелательности по отношению ко всем, разговаривать друг с другом на языке Христа.

 

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь