Проповедь в Лазареву субботу

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Сегодняшним днем практически завершилась Великая четыредесятница, то есть 40 дней поста. Мы с вами вступили нынешним богослужением в особое время – время Страстной седмицы, когда мы будем день за днем вспоминать каждый последний день Спасителя, начиная с сегодняшнего дня Лазаревой субботы до дня Великой Пятницы, Его крестных страданий и смерти. И, конечно же, завершится все это дивным торжеством Великого Воскресенья. Мы будем идти с вами по стопам Спасителя, потому как каждый день Его жизни на земле важен. Но особенно важны Его последние дни на земле.

 

Вы слышали сегодня это полное драматизма Евангельское чтение о том, как Господь проявляет свою человеческую и божественную природу, когда с одной стороны знает, как Бог, о смерти и болезни Лазаря, с другой стороны медлит для того, чтобы явилась слава Божия, чтобы уверить нас с вами и своих учеников в том, что Он действительно Бог, который в силе воскрешать мертвых. В Ветхом завете мы встречаемся также с воскресением мертвых, но никогда не происходило такого в истории, чтобы человек, который 4 дня был во гробе, воскрес. Господь медлит намеренно. Как говорит Иоанн Златоуст, чтобы ни у кого не было сомнений в смерти Лазаря, чтобы в конечном итоге ни у кого не было сомнений в том, что Господь силен воздвигнуть мертвое и уже разлагающееся тело. Господь идет в Вифанию со своими учениками и апостолами. Те в страхе. Апостол Фома говорит: «Пойдем, и мы умрем с ним». В страхе приходят в Вифанию, где стоит плач.

 

Вифания – это пригород Иерусалима, находящийся всего в 8 километрах. И множество людей пришло в дом Марфы и Марии, где так любил бывать Господь во время дней своей земной проповеди, чтобы почтить вместе с ними память их умершего брата. Лазарь, по всей видимости, был известным человеком, благодаря своей праведности и благочестию. Иудеи во множестве собрались в доме Марии и Марфы. Сестры плачут о своем любимом брате. И прежде Марфа идет на встречу Спасителю, потом зовет и Марию. И между ними складывается удивительный диалог о воскресении из мертвых. Марфа говорит, что слышала о том, что будет всеобщее воскресение мертвых. На что Господь отвечает ей: «Я есть и Путь, и Истина, и Жизнь», то есть источник воскресения всякой жизни и правды в этом мире.

 

Удивительно, как меняется настроение Марфы и Марии. Рядом со Христом, с их любимым учителем, скорбь притупляется, слезы уходят. Вера вытесняет скорбь. Идут к гробнице, и тут Господь являет свою человеческую природу и плачет, идя ко гробу. Плачет о том, что смерть есть в мире. Плачет, зная то, что не творил Бог мир человека для смерти и тления. Творил мир для вечной жизни. Страдает, что именно через грех человека смерть пришла в мир, и она противоестественна для человека. Плачет Господь и скорбит как человек и как каждый из нас над гробом своих близких. Но в то же время плачет, идя ко гробу, зная, о том, что сейчас своей божественной властью воззовет Лазаря к жизни. Господь своим твердым повелительным гласом возглашает: «Лазарь, выйди вон». И обвитый, как и полагается по обычаю иудеев, Лазарь выходит из гроба.

 

Конечно, это поражает всех. Вся Вифания, а за ней весь Иерусалим приходят в движение. Именно это событие станет причиной той встречи, которую устроят жители Иерусалима Спасителю, когда он приедет туда на осле. Сегодня за вечерним богослужением мы будем вспоминать это событие – Вход Господень в Иерусалим. Но мы с вами должны увидеть в этих событиях предзнаменование прежде всего: и будущего воскресения Спасителя, и знак того, что смерть более на земле не царствует. Это значит, что человек, однажды вызванный к жизни промыслом Божием, уже никогда не умирает. Смерти нет.

 

Нам очень тяжело в это поверить и принять, когда мы видим каждый день смерть. Сталкиваемся с ней так или иначе через страдания и смерть близких нам людей. Через такие трагедии, как произошла неделю назад в Кемерово. И каждый раз возникает вопрос: «Как же так? Мы видим несколько десятков человек, детей, умерших и во гробе. Как же вы говорите, что смерти нет?» Но Господь, когда говорит о победе над смертью, говорит о победе над смертью духовной. О том, что за порогом физической смерти и тления человека есть вечность, в которую уходит душа человека. Есть вечность, которую определяет наша земная жизнь. Какова будет эта вечность? Вечным плачем и стенанием или вечной радостью? И самое главное: Господь говорит о том, что за этой вечностью будет обязательно и всеобщее воскресение. Будет Его второе пришествие. И как Господь тлеющего Лазаря воздвиг из мертвых, так Он все тленные тела умерших людей однажды в полной мере воскресит. И души, живущие в вечности, снова будут обитать в новых преображенных телах. В этом есть учение Церкви о воскресении. В этом великое утешение и надежда человека. И все имеет смысл именно потому, что за порогом физического тления есть вечная жизнь. Все наши страдания, переживания и скорби мы должны соизмерять с этой самой жизнью вечной. И когда мы теряем близкого человека, то теряем не человека, а общение с ним земное, личностное. Но если веруем, мы не потеряем с ним общение духовное, общение в молитве. Мы не потеряем с ним общение во Христе. И когда постигает та или иная скорбь от потери близкого, от нас и нашей веры зависит: будет человек жить в нашей памяти или нет.

 

Мера нашей скорби зависит от того, что мы чувствуем при потере человека. Действительно ли мы отпускаем его в жизнь вечную или нет? Или ограничиваем его жизнь гробом и могилой? Реальность нашей веры и убеждений такова, что гроб и могила – это лишь то место, где воскреснет наш близкий. Поэтому мы украшаем его, следим за ним. Это место будущего воскресения, не более того. Но душа человека продолжает жить в вечности. Мы должны это принимать. Мы должны с молитвой обращаться к Богу, чтобы Господь принимал наших близких, а те, в свою очередь, будут иметь молитву о нас. Конечно, особо тяжело переживать смерть детей, особенно маленьких. Нам все это непонятно. Конечно, до конца у нас нет ответов на вопрос:«Почему Господь так устроил?» Но, как и в случае с Лазарем праведным, мы видим, что Господь попустил ему умереть, чтобы явилась на нем слава Божия. Так и здесь, мы можем задавать себе вопросы: «И почему, и зачем, и кто виноват?»

 

Все это бестолково. А зачем Господь попустил нам всем и, прежде всего родителям, потерпеть такую скорбь? Одно мы знаем твердо, что души умерших детей чисты от греха. Души умерших детей – это теперь молитвенники у престола Божьего за своих родителей, за свою землю, за нас с вами. Не знаю, почему так случилось, что Господу понадобились эти святые молитвенники. Возможно, потому что мы с вами живем все жестче и жестче. Возможно, потому что оскудеваем мыс вами любовью. Возможно, потому, что нас мало хватает на то, чтобы при жизни говорить друг другу о любви. Меня поразили последние слова многих умирающих детей и взрослых, которые они сказали своим близким по телефону. Многие из них произнесли «прощайте» и «люблю». Это два главных слова, которые мы должны говорить в земной жизни. Ведь прощайте – это от слова попросить прощения. И каждый из нас по-своему в этой жизни виноват. Человек должен искать прощение и прощать сам. И говорить о любви нужно не в последние мгновения своей жизни. Нужно чаще произносить это, пока рядом с нами есть наши близкие.

 

Было много траурных событий, но, мне кажется, если мы хотим по-настоящему почтить память этих детей и взрослых, то главное, что мы должны сделать: это прийти в свои дома, обнять своих детей и близких и сказать им о том, как вы их любите и ими дорожите. И не ждать времени, когда придется нести цветы на гроб. А дарите цветы друг другу просто так. Не ждать времени, чтобы нести игрушки к импровизированным мемориалам, а просто радовать своих детей, проводить с ними свое время, разделять с ними жизнь. И в этом, мне кажется, должен быть для всех нас главный урок всех этих трагических событий. А смерти нет, потому что Господь сегодня воскрешает Лазаря, потому что через неделю Господь воскреснет и откроет нам двери Царствия Небесного. Всех нас позовет за собой в свое Царство. И от нас зависит: мертвы мы или живы в нашей земной жизни. Если человек, любящий и любимый, если он умеет прощать, и сам живет с покаянием в сердцеи испрашивает прощения у близких людей и у Бога, то такой человек даже во гробе будет живым. А если человек живет только для себя и никого не замечает, если находится в постоянном озлоблении и раздражении, всех вокруг обвиняет в своих невзгодах, то он мертвый, даже если ходит и дышит. Господь зовет нас к жизни. Поэтому услышим этот призыв Божий. Вслед за Господом пройдем Его последние земные дни жизни и вместе с ним светло восторжествуем в Воскресение Христово.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.