Проповедь в Неделю Крестопоклонную

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Крест Христов сегодня изнесен посреди всех храмов православной церкви в укрепление наших немощных сил. Ибо мы, взирая на Крест Христов, должны преисполниться великой радости. Ради нас и нашего спасения Господь принял крестное страдание. Крест Христов из орудия позорнейшей казни сделался новым древом жизни. 

 

Когда мы с вами вспоминали изгнание Адама и Евы из рая, то говорили о том, что посреди рая росло еще одно дерево – Древо Жизни. Вкушая от него, человек мог бы жить вечно. После изгнания Адама и Евы из рая у его дверей был поставлен херувим с огненным мечом для того, чтобы люди в своем греховном состоянии не смогли вернуться туда и вкусить от этого Древа Жизни. И смерть вошла в жизнь человека. Но Господь своей крестной смертью даровал нам новое живоносное древо – Крест. 

 

Мы сегодня, глядя на Крест Христов, должны задуматься: каково наше крестоношение.  Ведь то, что случилось в земной жизни Спасителя, всё ради нас. Мы имеем в этом нужду. Это произошло для того, чтобы жизнь Спасителя прошла через наше сердце.  Без креста не бывает воскресения: в жизни человека без креста не будет воскресения, не придёт радость. 

 

Действительно, каждый человек на земле обременен тем или иным крестом. Под крестом мы понимаем ту или иную скорбь, которая постигает в жизни человека. Эта скорбь происходит от каких-то внешних, чаще социальныхпричин, связанных с недугом самого человека или его близких. И это тяжело. Эти причины бывают следствием грехов, греховной жизни. Ведь когда человек предается страстям, то в конечном итоге доходит до бедственного состояния и начинает страдать от этих страстей, которые его мучают и раздирают сердце. И это тоже крест. Бывает скорбь и крестоношение от того, что человек осознано встает на путь противостояния злу прежде всего в самом себе. Это путь преподобных отцев, путь мучеников.

 

Конечно же, когда мы рассуждаем о тяжести собственной жизни, то больше всего и прежде всего вспоминаем те обстоятельства, которые делают нашу жизнь сложной и скорбной. Очень часто задаемся вопросами:почему же нам Господь именно такой крест даровал. Есть множество людей, которые живут иначе, может и в храм не ходят, Бога не знают. Но жизнь их нам с внешней стороны кажется легче. 

 

Не следует рассуждать о том, что несёт тот или иной крест, который дарует нам Господь: важно его достойно нести. Наше дело взять тот, который дарит нам Господь. Принять с благодарностью. Ибо через крест осуществляется либо наше спасение, либо наша погибель.

 

Когда мы сегодня смотрим на крест Христов, давайте своим взором устремимся на Голгофу. И что же мы там увидим? Увидим три креста. Все четыре евангелиста пишут о том, что на Голгофе было три креста. Справа и слева от Спасителя были распяты два разбойника. Скорее всего, они были теми, кто выступал против римской власти, осуществлял некое вооруженное восстание. Два человека, которые находятся в абсолютно равном положении со Христом, висят на кресте и их жизнь вот – вот оборвется, но как по – разному они принимают свой крест. Один из них, которого Евангелие и последующее церковное предание именует благоразумным разбойником, говорит: «Помяни меня, Господи, во царствии твоем». А другой вместе со всеми обезумел. Со всей безумной толпой разбойник хулит Господа. Тот первый, благоразумный, пытается товарища остановить, говоря: «Опомнись, ведь мы с тобой страдаем за дело, мы-человекоубийцы, а этот человек страдает безвинно». Именно этого благоразумного разбойника,который так исповедовал Христа, вися на кресте, как мы знаем, Господь первым вводит в Царствие небесное.

 

Вот два образа возможного крестоношения. Со смирением, с благодарностью, покаянным и сокрушенным сердцем. Тогда этот крест ведет нас в царствие Божие. А возможно и другое крестоношение - с ропотом бесконечным, с раздражением: почему у нас именно такая жизнь, а не иная. С раздражением на Бога и на ближних. Крестоношение, которое в конечном итоге приводит человека в ад и стоящий по середине крест Христов. Это как основание весов. Собственно, так и объясняется та нижняя перекладина, которая изображена на восьмиконечном кресте. Смотрите: правая сторона устремлена вверх, а левая- вниз. Это как раз и знаменует то, что разбойник по правую руку через крест вошел в царствие небесное. А разбойник, распятый по левую руку, вошел в ад. И этот образ у нас всегда должен быть перед глазами.

 

Вы слышали сегодняшнее Евангелие, где четко сказано: «каждый, кто хочет последовать за мной (а куда следовать за Христом? в царствие небесное), тот должен отвергнуть себя», взять крест свой и идти за Господом.  Вот это нам очень тяжело дается – отвергать себя. Если бы в нашей жизни было меньше жалости к себе, то она была бы гораздо легче. Не потому, что изменились внешние обстоятельства. Нет. А потому,когда человек со смирением принимает свой крест и отвергает себя, то есть не занимается постоянной ежеминутной жалостью к себе и рассуждением на тему: почему так моя жизнь складывается; тогда получает силу духовную, благодать Божию по одной простой причине. И причина эта такова – крест, который мы несем в своей жизни, дается нам Богом. И если Господь дает ту или иную жизненную скорбь, то дает и силы, чтобы эту скорбь достойно понести. Чтобы она в конечном итоге была к славе тем, что откроет нам двери в царствие небесное.

 

А если мы не принимаем этот крест, то и лишаем себя благодатной помощи. И каждый из нас знает: стоит только чуть-чуть себя пожалеть, как тяжесть жизни становится во много крат сильнее.  Но чтобы не жалеть себя, надо отвергаться себя, видеть людей вокруг. И дело не в том, что кому-то хуже, чем тебе.  Мы очень поверхностно судим о жизни других людей и не знаем, кто и что в этой жизни в конечном итоге несет.  Но дело в том: если мы будем обращены всем своим сердцем к заботе о тех, кто вокруг, то у нас не будет ни сил, ни времени, чтобы себя жалеть. Все свои силы мы будем отдавать нашим ближним.

 

Молимся мы сегодня у Креста Господня именно о том, чтобы тот жизненный крест, который даровал нам Господь по великой своей милости, был для нас ключом или дверью, как говорят святые отцы, в царствие небесное. Чтобы тот крест, который мы когда-то получили в своей жизни в таинстве крещения и носим на своем теле как знамение того, что мы христиане с вами, чтобы этот крест в конечном итоге из некой авансовой награды стал тем, который будет памятником нашей жизни.  Ибо, когда мы умрем, получим еще один крест на свою могилу. И этот крест будет либо нашим приговором, как говоритсяв русской поговорке: «крест на нас поставят», либо станет символом нашей честной, доброй, смиренной христианской жизни. И об этом всегда нужно помнить.

 

И не случайно крест на могилу ставится в ногах, чтобы человек лицом был обращен к кресту, потому что во время всеобщего воскресения воскреснем именно там, где погребены наши тела. Воскреснем и встанем перед крестом. И это будет либо нашим обличением, либо нашей наградой. Поэтому, дорогие мои, потрудимся так в этих немногих мгновениях земной жизни, чтобы крест был наградой и стал нам во спасение. Чтобы он для нас, действительно, был живоносным древом Христовым, древом жизни, неся которое, мы не умрем во век.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.