Проповедь после Божественной литургии в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

В сегодняшнем воскресном Евангелии (в самом окончании Евангелия от Луки) мы слышим повествование о том, как Господь снова явился своим ученикам и апостолам после Своего Воскресения, возвёл их на гору Елеонскую и вознёсся, как бы оставив их. И поразительные слова мы встречаем в самом конце о том, что апостолы после этого события всегда пребывали в радости, всегда пребывали в Церкви, хваля и благословляя Бога.

 

Казалось бы, их Учитель любимый, с Которым они прожили бок о бок на протяжении трёх лет, преодолели сотни километров путей по Палестине, с Которым столько всего пережили и, Которого думали, что потеряли. Учителя, Которого видели умерщвлённым на кресте и погребённым в пещере. И вот они Его обрели поле славного Воскресения. И вот снова Его теряют – внешне это выглядит именно так. Господь возносится от них на небо. И вместо того, чтобы снова предаться печали, они вдруг преисполняются радости, пребывают в Церкви и прославляют Бога.

 

В этих событиях есть очень важное значение для духовной жизни каждого из нас. Апостолы на протяжении всего Евангельского повествования очень сильно изменились – мы видим это: от простых, горящих верою, неучёных рыбаков они становятся горящими верою проповедниками Слова Господня. Прежде, чем это происходит, укрепляется вера. Мы видим, как они в Гефсимании все разбегаются, как они не верят женам – мироносицам, пришедшим и возвестившим о Воскресении Господа. Но тогда приходит конец их сомнениям, когда они действительно во Христе перестают видеть лишь учителя веры и благой жизни. Как только они начинают видеть в Нём Бога Воскресшего, только тогда сердца их исполняются радостью. И вот эта вера во Христа, как в Бога, и вера во все те слова, которые Господь говорил, что после Его Вознесения придёт Дух Святый Утешитель и, что они на земле – теперь и есть Его Тело, Его присутствие, Его Церковь. Эти слова преисполнили сердца их радости.

 

Имеет значение для нас потому, что по немощи своего ума и сердца мы очень часто во Христе (не то, чтобы не видим Бога), но прежде всего, видим источник земных благ для нас. Так и мыслили апостолы (до определённого момента), находясь рядом со Христом до Его страданий крестных и Воскресения. Действительно, им казалось, что Господь здесь, на земле устроит Своё Царство. Но Господь не ради земного царства пришёл на эту землю, воплотился от Девы Марии и прожил Свою трудную жизнь и, в конечном итоге, пострадал на кресте ради нас. Не ради того, чтобы мы в этой жизни не знали бед и скорбей, а ради того, чтобы открылась для нас возможность пребывать в Его Небесном Царстве. Чтобы мы, живя на земле, уже здесь прикоснулись к этому Царству, появилось другое измерение жизни и изменилась цель, которая лежит за пределами этой жизни. И это даёт человеку радость. Человек, понимающий, что он, в конечном итоге, живёт ради того, чтобы по милости Божьей достигнуть Царства Его, тот человек всегда радостен и благодарен Богу.

 

Теперь посмотрим на свою жизнь честно, искренне. Особенно в дни Рождественского поста посмотрим на то, сколько в нашей жизни занимает благодарность Богу. Часто ли мы говорим слова, которые некогда произнёс святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё!»? Часто ли мы за всё благодарим и благословляем Бога? Если посмотреть на свою жизнь, то окажется, что мы чаще ропщем и испытываем ту или иную нужду, чаще в молитвах наших слышится просьба (гораздо чаще, чем благодарность). Ведь посмотрите, какая последовательность: апостолы сошли с Елеонской горы с радостью, всегда пребывали в Церкви, благодарили и благословляли Бога, т. е. радость – Церковь – благодарность.

 

Но ведь мы – то с вами как раз очень часто бежим в Церковь в радости, ещё чаще мы бываем здесь в скорби и трудностях. Когда бывают моменты радости (наверное, в жизни каждого из нас их немного, но они есть), разве думаем мы в этот момент, что обязательно нужно идти в храм Божий, чтобы воздать благодарность за посланное?.. Разве не воспринимаем какую – то радость или какой – то добрый исход того или иного дела, как само собою разумеющееся?.. Мы же в глубине сердца все себя считаем достойными всяческих благ. Именно поэтому нам так тяжело даются всяческие неприятности, всякие скорби и трудности жизни. Снова и снова мы спрашиваем себя: «Доколе? Ну сколько можно? Когда же это всё кончится? Когда же заживём спокойно?..»

 

А что такое «жить спокойно»? Есть ответ на этот вопрос? Есть! «Жить спокойно» - это значит жить в мире. Вспомните начало сегодняшнего Евангелия. С чем пришёл Господь к Своим ученикам и апостолам? С двумя словами: «Мир вам!» Жить в спокойствии – это значит жить в мире с собственной совестью, с ближними, с Богом. И это даёт человеку спокойный разум и дух. Любое нарушение мира возмущает наше сердце.

 

Скорби и трудности неминуемы, но ведь многие от нас не зависят. А те, которые зависят – мы должны по – христиански переживать. Всё, что можно исправить – нужно исправлять. Всё, что не можем исправить – просто с благодарностью Господу принять. И это залог этой самой тихой, мирной и безмятежной жизни.

 

В эти дни Рождественского поста нам особенно важно подумать над тем, насколько мы мирны и спокойны, а самое главное – насколько мы искренне благодарны Богу в своей жизни. Поверьте, у каждого из нас есть, за что благодарить Бога. Только нужно честно посмотреть на свою жизнь, со смирением понимая, что мы стоим в этой жизни. И вдруг увидим, насколько мы действительно богаты милостью Божьей, насколько всего много даёт нам Господь. Но, чтобы это увидеть, нужно иметь сердце, которое будет настроено не постоянно брать и требовать, а чтоб отдавать. Вот тогда увидим, насколько мы с вами богаты.

 

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь