Проповедь на всенощном бдении в Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Сегодня мы с вами мысленно переносимся во святой град Иерусалим, ведь сегодня Церковь воспоминает одно из дивных событий происшедшем в этом городе. В этом городе произошло за всю его многотысячелетнюю историю много дивных событий Но это было удивительно потому, что происходило ещё до Рождества Христова; потому, что случилось нечто доселе невиданное в Израиле. У неплодных много лет родителей – Иоакима и Анны (уже в преклонных годах бывших) – вдруг рождается дочь. Дочь, которую они столько лет вымаливали у Господа.

 

И помним мы о том, что в своей молитве Иоаким и Анна дали обет Богу, что своё чадо (если Господь пошлёт им ребёнка) они обязательно посвятят Богу. И настолько была велика верность своему слову, что дождавшись того возраста, когда маленькая Мария только-только смогла самостоятельно ходить и что-то начала говорить, они спешат исполнить свой обет. Спешат потому, что знают, что дни их жизни сочтены; знают, что в скором времени после того, как совершились сегодняшние события, Иоаким и Анна отошли ко Господу, они спешат исполнить своё обещание Богу и приводят маленькую Марию на воспитание в храм.

 

При иерусалимском храме была община вдов, которые занимались рукоделием, пошивом облачений для первосвященников, содержали в чистоте и порядке храм – различные его помещения, ибо иерусалимский храм представлял собой комплекс строений. Сегодня мы его схематично изображаем: Святая Святых, Святилище и внешний двор. Но это был целый комплекс зданий и в одном из них жили вдовы. Возможно, что девочки-сироты также находились до достижения определённого возраста на воспитании при этих домах. И Мария была отдана в эту общину вдов на воспитание у Святая Святых.

 

Но дивно было то, что родители сами отдавали свою дочь. Деторождение в Израиле – это практически священный акт, ребёнок – это утешение родителей – должен был вырасти и упокоить старость своих родителей. А вот так – добровольно отдать свою дочь на воспитание – было не принято. Когда от своего дома Иоаким и Анна отправились в Храм Господень, всё это превратилось в целое шествие, подобное брачному, ибо шли они в сопровождении дев с зажжёнными светильниками, таким образом, торжественно провожая Марию в израильский храм. Иерусалимский храм имел пятнадцать высоких каменных ступеней, но Мария, ни на кого не опираясь, сама стала подниматься по ним. Встречает её, как мы видим на иконе, праведный Захария – отец другого чудного ребёнка – Иоанна Предтечи. Он был первосвященником и была его череда служения в иерусалимском храме в эти дни. Были они между собой родственниками – Иоаким и Анна, Захария и Елисавета. Именно поэтому мы сейчас читали Евангелие о том, что Мария, уже будучи взрослой, уже когда она была отдана в супружество праведному Иосифу, когда зачала от Духа Святаго, поспешила в Иерусалим, чтобы поделиться этой радостью и получить поддержку от праведной Елисаветы.

 

Захария встречает Марию и, Духом Святым ему было внушение, что он должен не только просто принять эту девочку на воспитание в дом – он должен был её ввести во Святая Святых. Это было совершенно чудно и необычно. Я думаю, что у этого события не было свидетелей, лишь потом это вошло в Предание нашей Церкви. И мы понимаем, что это было возможно потому, что в последствии эта трёхлетняя девочка вырастет и станет Вместилищем Бога, сама станет Святая Святых.

 

Во Святая Святых иерусалимского храма первосвященник входил раз в год, а здесь вводится девочка. Человек женского рода проникает во Святилище. Всё это было, конечно, промыслительно и чудесно, очень волнительно для самих Иоакима и Анны, наверное, и для самой Марии. Мы из Предания Церкви знаем, как она трудилась, занималась рукоделием при храме, как она любила читать Священное Писание – по всей видимости, там и научилась грамоте (в общине вдов при иерусалимском храме). Также из Предания знаем, что Ангел Божий являлся Марии и питал её особой небесной пищей, то есть причащал её ещё до крестных страданий Господних, причащал её Божественной благодати и, она уже в детстве своём была приобщена к Богу.

 

Все эти дивные события вошли в Предание нашей Церкви и, конечно же, Церковь не могла оставить этого без внимания, ибо с этим шествием сегодняшнего дня не только Мария входит в храм Господень, а весь род человеческий в её лице входит во Святая Святых. То, что раньше было доступно только избранным – вход во Святилище – в лице Марии становится возможным для каждого человека. И сегодня для каждого человека возможно приобщение к благодати Господней, возможно в каждом сердце устроить Святилище Богу и быть приобщённым благодати Его. Мы знаем из Священного Писания, из Предания Церкви, что Ангелы Божии являлись во Святая Святых. Именно там – в сердце религиозной жизни древнего Израиля – в храме иерусалимском происходили самые важные события: там первосвященник, молящий к Богу, получал откровения.

 

Сегодня каждый из нас, молясь в своём сердце на всяк день и час Богу, может получить откровение в своей жизни. Что значит «войти в храм», «придти в храм»? Многие из нас входят и приходят в храм, посещают его по разным поводам. Но что всё это значит? Что за всем этим должно следовать? Есть фраза, которую все очень часто повторяют: «Важно, не с чем мы приходим в храм. А важно, с чем мы отсюда уходим». И Мария, пришедши в храм трёхлетней девочкой, вышла оттуда Богородицей. И очень важно, чтобы с нами в храме что-то происходило, чтобы наше посещение храма оставляло след в нашем сердце, чтобы что-то менялось в нашей жизни, чтобы для нас постепенно пространство храма расширялось. Что это значит? Это значит, что мы понимаем, что храм – это место особой сакральности, место святое. Мы же стараемся здесь быть не как на улице, быть более благочестивыми. Мы, так или иначе, осознаём, что здесь в храме мы перед Богом стоим. Но как легко мы теряем это ощущение и знание, выходя из храма.

 

Действительно, молиться Богу можно на всяком месте. И мне кажется, очень важно, чтобы в процессе нашей духовной жизни, храм расширял свои стены, чтобы постепенно вся наша жизнь оказывалась включённой в этот храм – вся наша жизнь становилась сакральной, освящённой, наполненной благодатью Божией и молитвой, наполненной тем состоянием, которое мы испытываем здесь в храме. Конечно, это не просто и требует от нас напряжённых усилий. Но так мы должны посвятить свою жизнь Богу, чтобы не осталось никакого тёмного уголка в нашей жизни, который не был бы просвещён благодатью Божией.

 

Человек, ведущий двойственную жизнь, забывая о присутствии Бога, находится в большой опасности. И мы должны быть предупреждены об этой опасности. Жизнь у человека одна, душа у нас одна, один у нас Бог, одна Церковь. И всё вокруг нас должно быть пронизано любовью к Иисусу. И всё, что мы делаем – едим ли, пьём ли, встречаемся с человеками, трудимся – всё, что мы делаем, должно быть во славу Божию, в Его прославление. Вот тогда мы действительно с вами, по-настоящему, войдём в храм. Вот тогда и наше посещение храма вещественного будет менять нашу жизнь. Вот тогда и мы с вами все, по слову апостола, опять станем обиталищем Духа Святаго и тела наши станут храмом.

 

Я всего этого нам желаю, братия и сестры, себе и вам, и прошу всегда одного – любите храм Господень, как любил его Иоанн, как любила его Мария, как любил Сам Господь во время земной жизни – устремляясь снова и снова в храм в Иерусалиме (он был единственный храм, больше нигде не было в то время). У нас с вами сегодня много храмов, но настолько ли мы также любим храм? Поэтому, будем любить храм Божий; ценить каждое мгновение, что мы проводим в нём; переживать каждую минуту с особым ликованием и благодарить Бога за возможность быть в храме Божием; свою жизнь приносить в жертву Богу, Которому честь и слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь