Проповедь после Божественной литургии в день памяти преподобного Серафима Саровского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, матушка игуменья и сестры, братья и сестры! Мы с вами собрались в эти святые дни, именуемые Святками в народе, чтобы почтить память преподобного отца нашего Серафима Саровского.

 

Каждый год я стараюсь приехать именно сюда, в нашу обитель, в день памяти этого дивного святого, чтобы здесь, в окружении монашествующих сестёр (прежде всего), вознести молитву преподобному отцу нашему Серафиму Саровскому, этому удивительному угоднику Божьему. Он подвизался в Саровской пустыни, и сила его молитв была такова, что каким-то удивительным образом недалеко от Сарова начала собираться и созидаться обитель, которая сегодня называется Серафимо-Дивеевской. Обитель, в которой его святые мощи покоятся, но в которой он сам при своей земной жизни никогда не был. Он созидал и укреплял эту общину, находясь в Сарове, в своём мужском монастыре, через свои наставления и молитву. И мы знаем, какова сегодня эта дивная Обитель, практически Лавра, в которой собрано множество сестёр, устремляющихся туда паломников.

 

И удивительно, что каждый раз, когда приезжаешь туда, подходя к раке с мощами преподобного Серафима Саровского, ты действительно приезжаешь туда к нему, как к живому. Поэтому всегда говорю вам о том, что когда едете в те или иные обители, где есть мощи их основателей или угодников Божьих, никогда не говорите, что вы едете к мощам – вы всегда едете к живому. Батюшка Серафим так и завещал: «Приходя ко мне на могилку, обращайтесь ко мне как к живому»…

 

В этом обращении – «как к живому» - содержится вера Церкви в то, что с миром Горним у нас всегда есть молитвенное обобщение. Самое главное: святые угодники Божии не прекращают свою заботу о нас грешных, от в Небесных обителях. Сегодня мы молились преподобному Серафиму и о том, чтобы он своими молитвами помог нам укрепить нашу обитель здесь, в Красном Яре. Ведь это очень важно, что когда-то промыслом Божиимздесь была создана обитель. И я не знаю, насколько жители Красноярской станицы чувствуют, как изменилась их жизнь с тех пор, как здесь стал не просто приход, а именно монастырь. Но я вас уверяю, что изменилось очень многое, и непрестанная молитва, которая творится здесь, в обители, неким небесным столпом соединяет это место с Горним миром.

 

Очень важно, чтобы все, кто приходят сюда, кто живёт вокруг обители, всегда понимали, что это место особое, дающее особое благословение красноярской земле. Место, которое мы должны с вами беречь, стараться так или иначе укрепить. И сёстры наши (сейчас их здесь пять) уже в преклонных годах, обуреваемы своими немощами, но они делают очень-очень многое. Мы с ваминепрестанно пребываем в тех или иных житейскихзаботах. Что есть наша молитва? Молитва, которая, чаще всего, сотрясает лишь воздух: нам всегда чего-то не хватает, чтобы молиться. А сёстры наши трудятся здесь, и труд их именно в этом. Они не сеют поля, не доят коров (слава Богу, они не должны этим заниматься). Они должны заниматься молитвой, молиться о всех нас грешных. И я убеждён, что пока обитель наша стоит и пока сёстры наши молятся по мере своих сил (им очень трудно), в нашей жизни всё хоть немножко, но будет по-другому.

 

Так часто бывает, что добрые и хорошие вещи мы замечать начинаем только тогда, когда их лишаемся. Как воздух: мы дышим и даже не задумываемся над тем, как совершаются эти дыхательные движения. Но стоит нам немножко перекрыть воздух, мы сразу начинаем чувствовать его недостаток. Так и с благодатью Божией. Пока мы в ней живём, мы часто её не ценим и не ощущаем. Но когда её лишаемся, сразу понимаем, как мы счастливо жили. Поэтому, дорогая матушка игуменья, сёстры, я всегда вас благодарю за тот труд, который вы здесь несёте и вместе с вами сегодня молюсь преподобному Серафиму, чтобы он нас не оставлял.

 

Нам по-своему трудно, но батюшка Серафим показал, что для того, чтобы присутствовать ему в том или ином месте своими молитвами и наставлениями, не обязательно здесь быть. Он в своё время говорил об этом, обращаясь к людям, которые стремились к каким-то святым местам: «Здесь вам всё есть: и Афон, и Иерусалим, и Киев – всё в этой обители». Так и мы здесь можем говорить: всё здесь, в нашей обители красноярской есть: и Дивеево, и Троице – Сергиева Лавра, и Иерусалим, и Киев… Потомучто мы с вами живём одним духом – мы с вами одна Церковь Божия.

 

Святые угодники Божии не ограничены ничем: никаким пространством, никаким временем. Только лишь чувствуют они, что в том или ином месте с особой любовью и верой к ним с молитвой обращаются, они устремляются на помощь и в свою очередь молятся ко Престолу Божию, чтоб Господь даровал нам свою милость.

 

Всех вас я поздравляю с днём памяти преподобного Серафима Саровского и с прошедшими праздниками и наступающим праздником Богоявления. Все эти удивительные святые дни для нас в начале года – это как бы освящение всего года, освящение всего мира, освящение всей нашей жизни на предстоящее время. И я главного всем нам желаю: того самого неунывающего духа, который был у преподобного Серафима.

 

Не надо думать, что в его жизни не было трудностей. Даже та малая доля его жизни, о которой мы знаем, была полна скорбей: и болезней, инемощей, и многого прочего. Но он всегда имел неунывающий радостный пасхальный дух. И я сегодня всем вам желаю, дорогие братья и сестры, всегда иметь такой радостный и неунывающий, настоящий пасхальный дух. С праздником всех вас. С днём памяти преподобного Серафима Саровского.

 

Аминь.