Образ Боголепа Черноярского вновь на родной земле

22.04.2018

 

19 апреля 2018 года икона отрока Боголепа прибыла в место, связанное с жизнью и подвигом маленького святого, в село Черный Яр. С этого населенного пункта начинается путешествие образа местночтимого святого по храмам Ахтубинской епархии.

Икона не простая. Это самый ранний из сохранившихся образов с изображением мальчика-схимника. Долгие десятилетия образ хранился в фондах ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник». И, наконец, у верующих появилась возможность в эти пасхальные дни прикоснуться к, казалось бы, недоступной святыне.

Возвращение святыни, хоть и временное, стало возможным в рамках регионального проекта министерства культуры и туризма Астраханской области, Астраханского музея-заповедника и Ахтубинской епархии «Обращение к истокам. «Отрок Боголепъ. Возвращение».

Стекаться к месту встречи иконы черноярцы стали загодя. Ведь отрок Боголеп почитается как заступник Черного Яра, с которым связаны многочисленные чудеса на этой земле.

В Историко-краеведческом музее села Черный Яр презентация проекта «Отрок Боголепъ. Возвращение» открылась выступлениями Верблюдова Александра Андреевича, заведующего филиалом музея, и благочинного протоиерея Александра Максимова. Они поведали историю о святом отроке. При этом отметили, что полноценной канонизации не произошло. Для такого акта нужны реальные подтверждения. Первым их стал собирать и описывать в 1731-1732 годах черноярский купец Савва Татаринов. Он чудесным образом был освобожден из калмыцкого плена после истовых молитв о помощи отроку Боголепу. В музее сохранилась рукопись второй половины 19-го века, выполненная черноярским статским советником Николаем Михайловым, который составил краткий сборник из слышанных им в то время рассказов о чудесах отрока Боголепа.

Сейчас мы находимся на новом этапе сбора сведений о чудесах отрока Боголепа, чтобы прийти к его полноценной канонизации. «Поэтому нужны еще и частные случаи помощи от отрока Боголепа всех православных христиан», - такими словами закончил свою речь протоирей Александр Максимов.

В своем слове епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний вновь коснулся истории, но при этом раскрыл христианский смысл подвига отрока Боголепа:

«Можно порассуждать: мальчик семи лет вдруг просит монашества, и в чем тут подвиг… Главный подвиг отрока Боголепа – это несение его скорби, болезни. Сейчас нам трудно себе представить, что означало в то время заболеть в таком отдаленном месте. Никаких обезболивающих и жаропонижающих не было. Но мальчик очень мужественно переносит ту болезнь, которую воспринимает как посещение Божие. Существовала древняя русская традиция – принимать постриг на краю жизни. Так случилось, что край жизни отрока Боголепа был ближе, чем обычно у людей. Он это почувствовал. Желание пострига связано именно с этим - принять иноческий постриг, как венец своих страданий, в конце своей жизни. И Господь каким-то непостижимым образом это устроил. И с точки зрения христианского вероучения, мы почитаем отрока Боголепа именно в контексте правильного христианского отношения к страданиям».

Юные артисты из села Никольского представили театральную миниатюру о жизни юного подвижника. В конце выступления, в качестве подарка, преподнесли музею диск с записью своего аудиоспектакля «Отрок Боголеп»

Об удивительной и увлекательной истории реставрации иконы, длиною в целый год, рассказала художник-реставратор II категории Астраханского музея-заповедника Юлия Азизова.

В традиции русской иконописи запись нового изображения поверх прежнего считалось обычной практикой. При обновлении образов иконописцы на прежний слой наносили так называемый поновлённый, при этом нисколько не заботясь о сохранности замысла предыдущего автора.

Возвращение первоначального вида – долгий и трудоёмкий процесс, во время которого реставратор проводит исследование, выясняя, когда, а в редких случаях и кем, была сделана икона, какой её задумал автор.

У данной иконы авторский слой находился под плотной фактурной записью. Для определения: сохранилось ли что-то от автора, даже пришлось делать рентген.

Работы по восстановлению были, по-настоящему, ювелирными. Продвигаться приходилось по миллиметру и под микроскопом. Но в результате - образ был очищен от поздних записей и приобрел свой первоначальный вид. Настоящим сюрпризом стало обнаружение авторской подписи - «писал живописец Андрей 1808 год, декабрь» (фамилия, к сожалению, утрачена, но её первая буква «Р», слово из пяти букв). Подписные иконы- большая редкость.

В завершении презентации посетители смогли ближе познакомься с фотовыставкой реставрационного процесса.

От музея святыню крестным ходом пронесли через село к храму Петра и Павла.

Перед святым образом был отслужен акафист преподобному отроку Боголепу Черноярскому. Каждому подарили по маленькой иконке с изображением святого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Please reload

Please reload