Проповедь в неделю 23-ю по Пятидесятнице.

 

Слово на начало Рождественского поста. О милосердном самарянине. День памяти жертв ДТП.

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

 

В сегодняшний воскресный день, который в этом году является преддверием начала Рождественского поста, мы слышим удивительную притчу Господа, обращенную ко всем Его ученикам и к нам с вами. Притчу, рассказанную в ответ на вопрос одного из фарисеев, который чтил и знал Закон Божий и очень правильно сказал, что главная заповедь – возлюбить Бога и возлюбить ближнего. И мы с вами в большинстве своем знаем об этой заповеди, о необходимости любить Бога и ближнего. Но также как и у этого фарисея, у нас очень часто возникает вопрос: а кто же тот самый ближний?

 

Как часто наша любовь разделяет людей на ближних и далеких, на чужих и своих. Как часто наша любовь имеет условности. А Господь ясно сказал: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лк.6,32). Как часто мы также любим любящих нас? Как часто мы творим благо только тем, кто нам творит благо. Господь рассказывает притчу, которая вошла в историю, как притча о милосердном самарянине. Простой рассказ о том, как некий человек попался разбойникам, был избит, еле жив, при дороге лежал. И как мимо прошел первосвященник, как мимо прошел левит. Только язычник самарянин не прошел мимо, оказал ему милость, возливая масло и вино на его раны. Взял его, привез в гостиницу, позаботился о нем, еще и денег дал, чтобы о нем дольше продолжали заботиться. И Господь спрашивает фарисея: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам»? И фарисей совершенно справедливо отвечает: «Сотворивший с ним милость». И дальше Господь говорит фарисею: «Иди, и ты поступай так же». (Лк.10,36-37)

 

Фарисей спрашивал: «Кто есть мой ближний»? Господь не отвечает ему прямо, а говорит: «Иди, и ты поступай так же». Что значит сие слово? Значит оно: иди и сам будь ближним. Не ищи ближних, не ищи тех, кто тебе творит благо, а сам будь ближним для всех, кого ты встретишь на пути в своей жизни. И, согласно притче, кто из трех был ближним? Тот, кто сотворил милость. Получается, что от нас с вами, от нашей милости зависит, кто нас окружает - люди ближние или дальние. И мы сами своей любовью или нелюбовью, своим вниманием или невниманием, своим добрым сердечным отношением или, наоборот, жестокосердием делаем окружающих людей для себя дальними и ближними.

 

Как часто бывает, что люди родные, живущие под одной крышей, которые едят хлеб за одним столом, друг другу становятся ненавистны. И ничего не помогает: ни родство, ни единоутробное происхождение, ни прожитые вместе десятилетия. Вдруг два человека становятся друг другу не ближними, а дальними.

 

Любовь Божия такова, что она преодолевает всё: и закон крови, и всякую ненависть, и всякое разделение. Господь не случайно всегда нас призывает через своих учеников и апостолов хранить любовь в союзе мира. Как это страшно - ненавидеть, как это страшно - жить во вражде! Сколько это забирает сил, духовных сил. Как это крадет нашу молитву.

 

Иногда удивляемся: ну почему же мы такие сухие в жизни духовной? Почему у нас молитва тяжело идет? Почему вообще все духовные вещи нам так тяжело даются? Ответ простой. Потому что сердце наше каменеет бесчувствием. Потому что мы снова и снова проходим мимо человека, попавшегося разбойникам. Ведь, по словам святых отцов, такой человек - это человек, подвергшийся какой-то немощи. Разбойники - это бесовские демонические силы, это страсти, которые так иногда терзают человека, что он становится еле живым. Но что сделал сотворивший милость? Возлил на его раны масло и вино. Елей есть образ милости и прощения, вино есть образ Евхаристии, Божественной литургии, благодарение Богу и молитвы об этом страннике. И мы с вами во встречных нам людях да не будем видеть их раны, их язвы.  

 

Мы всегда видим грехи и язвы окружающих нас людей. Говорят, что зловонным бывает грех чужого человека, пока он не становится нашим. Как только мы в себе обнаруживаем такой же грех, он перестает быть зловонным. Мы даже можем не замечать его.

 

Господь предлагает нам сегодня в притче возливать на грехи ближних елей милости и прощения, возливать вино молитвы. Ведь опыт христианина свидетельствует о том, что когда молишься о человеке, против которого у тебя брань, брань заканчивается. Когда ты искренне о нем переживаешь и сопереживаешь его немощи, а не просто осуждаешь его и клеймишь, то становится легче общаться и легче принимать его, и он становится по-настоящему ближним.

 

В наступающие дни Рождественского поста я всех нас, братья и сестры, призываю к тому, чтобы не проходить мимо. Известный такой штамп, фраза «не проходите мимо». Это отсюда, из Евангелия, из этой притчи, которую мы сегодня слышали. Не проходить мимо - это значит не быть безразличным, не осуждать, не делить всех на своих и чужих, на грешных и праведных, это значит сострадать. Пусть в эти дни Рождественского поста мы с вами будем особенно внимательными к своему сердцу, чтобы ни один человек не прошел мимо нас, чтобы за эти дни количество наших ближних, тех, кому мы окажем милость, увеличилось во много раз. И, самое главное, чтобы мы спешили оказать милость. Не пройдем мимо, братья и сестры. Если мы не пройдем мимо, то и Господь не пройдет мимо нас.

 

 

Дорогие братья и сестры, сегодня в нашей Церкви мы совершаем молитвы о людях, погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Согласно статистике, каждый год на наших дорогах погибает почти 100 тысяч человек. Это практически два города Ахтубинска. Я часто езжу по дорогам и вижу каждый год не одну аварию. Мы постоянно об этом слышим и уже перестаем как-то реагировать. Очередная авария, очередная смерть, погиб очередной человек. Но все вдруг становится живым, когда это касается твоего ближнего. И я вас попрошу, когда слышите о такой беде, когда указаны имена погибших, помяните их в своих молитвах хотя бы раз. Помяните их, ибо Господь призвал их к себе в тот час, когда они не ждали. Как правило, это люди достаточно молодые, еще крепкие, которые могли бы много чего сделать, но вот так происходит. И, конечно же, я продолжу слово Святейшего о том, что дорога – это всегда очень ответственно и очень опасно.

 

Сейчас очень многие садятся за руль. Я всегда говорю о том, что человек, садящийся, например, за руль в нетрезвом состоянии, - уже преступник. Это греховное дело. И боятся надо, прежде всего, не того, что у тебя права отберут, а того, что грех совершаешь, что все может закончиться бедою для ближнего. Человек, безумно превышающий скорость, тоже греховное дело творит. Человек, который на дороге нервничает, никому не уступает, бурно реагирует на все происходящее, тоже с немирным духом не преуспеет.

 

Много у нас в Ахтубинске людей, знающих физику, знающих математику. Увеличивая скорость на 20-30 км\час, человек выигрывает в лучшем случае половину часа, подвергая при этом себя колоссальной опасности. И не только себя, но и окружающих. Поэтому всех, кто садится за руль, я призываю к бдительности. Иногда от тебя не все зависит. На дороге всегда есть несколько участников движения. Всех пешеходов призываю быть внимательными, переходить дорогу в положенном месте и на зеленый сигнал светофора.

 

Об этом приходится сегодня говорить, потому что правила дорожного движения - это тоже некий закон, который мы с вами должны блюсти. И за каждой такой смертью, с которой мы сталкиваемся, всегда не только судьба многих людей, но еще и предупреждение или звоночек, особенно, когда ты видишь аварию, которая совершается на твоих глазах или за 10-15 минут до того, как ты оказался на этом месте. Всегда невольно начинаешь думать о том, что Господь тебя уберег, что Господь хочет тебе что-то сказать этим. Чтобы ты был более внимательным, чтобы ты был более осмотрительным.

 

Это все очень важные вещи. Поэтому, дорогие братья и сестры, давайте помолимся сейчас прежде об упокоении всех тех, кто вот так нечаянно, безвременно погиб на дорогах. И конечно о здравии всех тех, кто ежедневно садится за руль, кто ежедневно становится участником дорожного движения. Мы все ежедневно, так или иначе, ими становимся. Помолимся, чтобы Господь нас хранил. Чтобы те технические достижения, которые мы имеем, были использованы во благо, чтобы мы больше успевали сделать добрых дел. Тогда в них есть смысл.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

Аминь.