Проповедь в прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа

 

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день, стоящий на пороге дивного времени Великого поста, христиане похожи на воинов, которые собираются вместе накануне брани, радуясь тому, что наступает особое время, радуясь тому, что, наконец, они стряхнут с себя всю леность и негу повседневной жизни и вступят в бой с врагом.

 

Апостол Павел, обращаясь к  христианам, так и говорит: «Ночь прошла и день приблизился». День, который напоминает нам картину из учебника по литературе «Рассвет перед битвой на Куликовом поле», когда русские воины, в едином порыве собранные, готовы вступить в битву. Так мы все сегодня должны себя ощущать. В битву мы вступаем сегодня, прежде всего, с самими собой. Со своей леностью, теплохладностью, со своим нежеланием сподвигнуть себя на всякое доброе и благое дело. В битву вступаем за жизнь вечную. 

 

О нашем враге сказано в Евангелии. Это наша плоть, это страсти, которые связывают нас по рукам и ногам. Но это еще и враг рода человеческого, который некогда в Эдемском саду позавидовал счастью людей, которые там находились пред лицом Божиим, научались правде Божией и имели всего одну заповедь — не вкушать от древа познания добра и зла.

 

Господь, создавая первых людей, дал им одно из важнейших, богоподобных качеств. Дал им свободу. Но чтобы свобода была реализована, должен быть выбор, и Господь дает человеку этот выбор: жить или не жить по его заповедям. И всего одна заповедь - не вкушать - по сути является заповедью поста. Но человек искусился желанием быть богом без Бога, искусился получить некое знание иным путем, помимо Бога. И враг рода человеческого, как мы знаем из повествования Священного Писания, пришел в это райское место, и прежде совращает Еву, обольщая ее словами, обращая ее взор к этому древу познания добра и зла: «Посмотри на эти плоды, как они вожделенны». Ева, вместо того чтобы сразу отвергнуть этот дьявольский совет, вступает с ним в собеседование, в диалог. И говорит она правильно том, что Господь запрещает вкушать эти плоды и смотреть на них. Но она уже вступила в диалог. И дьявол, поселяя в ее сердце сомнение, говорит: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1).

 

И вот Ева уже прельщается этим запретным плодом и смотрит, что оно вожделенно для глаз и для пищи. И вкушает от него. Как сказано в Писании, «взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).  И совершается в этот момент величайшая катастрофа мироздания, которая потрясает основание бытия. Весь благой замысел Бога о человеке и о мире не то чтобы рушится. Божий замысел не может разрушиться, он извращается. Повреждается человеческая природа. В человеческую природу входит грех. Человек становится удобопреклонен ко греху. Это значит, что всегда нам легче до сих пор сделать что-нибудь пустое, бесполезное, злое, чем сделать что-нибудь благое, духовное, содержательное в своей жизни.

 

Дьявол – отец лжи, искусивший тогда человека, торжествовал. В Евангелии мы встречаем очень много описаний того, как люди были одержимы бесом. Мы видим, как безумие языческих верований распространилось на земле. Как люди стали себе подобных людей, малых детей приносить в жертву, малых детей приносить в жертву, якобы в угождение Богу. Вот в такой дьявольской власти находился человек. И так человек был обманут дьяволом. Но пришло иное время. Время Рождества Спасителя, Его земной жизни.

 

Бог воплощается для того, чтобы избавить человека от греха, проклятия и смерти. Он совершает это своим крестным страданием и своим славным Воскресением. С тех самых пор дьявол побежден. Дьявол не имеет над человеком никакой власти. Он и тогда, до Рождества Христова, не имел полной власти. Но человек не имел сил, чтобы сопротивляться насильству дьявола. И до ныне дьявол продолжает обманывать человека.

 

Когда войско находится в окружении, неприятель говорит: «Сдавайся! Ты ничего не сможешь. Ты будешь всегда в голоде, в холоде, в страданиях. Приходи ко мне, я дам тебе пищу, я дам тебе одежду, я помогу тебе вернуться на Родину». Так говорит враг, желая, чтобы капитулировал солдат. А еще говорит: «Все кончено, все твои близкие, соработники, они все также сдались. Твой генерал пал, и просит пощады». Так обманывает дьявол человека, говоря ему о том, что все, что происходит в Церкви, не нужно: «К чему эти утруждения, к чему эти посты и молитвы? Разве они могут что-то принести тебе в жизни? Посмотри, ведь большинство людей так не живут. Вот этот человек богатый, не нужна ему никакая Церковь. Этот человек здоровый. У этого человека, в принципе, все хорошо без храма. Зачем тебе это нужно?». И множество людей обманываются, и добровольно отдают себя в плен. Между тем, дьявол ничего не имеет. Он не имеет богатства, он не имеет никакой благой пищи, он не имеет никакого счастья. Самое главное - он не имеет жизни. И сдаться в плен дьяволу —  значит придать себя смерти.

 

Сегодня Церковь вспоминает всю трагичную историю рода человеческого и на пороге поста обращается к нам с этим дивным евангельским словом, призывая встать на борьбу, противостать дьяволу и вооружиться против него постом и послушанием Богу. Если через нарушение заповедей поста дьявол овладел человеком, и грех пришел в мир через непослушание Богу, то мы с вами должны это исправить, мы должны предложить нечто обратное. Поэтому Церковь предлагает нам заповедь поста, чтобы мы как бы исправили грех наших прародителей, чтобы мы могли быть сильными, быть вооруженными, чтобы мы не были обманутыми дьяволом, чтобы мы с вами шли ни к смерти, а к жизни. 

 

Пост есть необходимость каждого православного христианина. Никто из православных христиан не свободен от поста. Понятно, и я всегда об этом говорю, что у каждого своя мера. Но без поста невозможно по-настоящему быть духовным человеком. Если человек не постится, то получается, что он живет для того, чтобы есть. А постящийся говорит, что ест для того, чтобы поддержать свои жизненные силы, еда - это не есть содержание его жизни. В его жизни есть нечто большее, чем сладость пищи, сладость сна, всякой праздности.

 

Но, конечно, пост - это не только воздержание от всякого рода пищи. Поэтому, сегодняшнее Евангелие о посте начинается со слов Господа, обращенных к нам: “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15). С этого все начинается, с желания быть прощенным у Бога. А как это возможно? Возможно лишь тогда, когда мы сами прощаем ближних наших. Ибо если не имеем прощения у Бога, то никто и никогда не освободит нас от тяжести греха, который лежит на нас. Но чтобы Бог мог нас простить, мы должны прощать, мы должны бегать, искать тех людей, против которых у нас какая -то брань, падать на колени и просить прощения за то, что иногда нас не хватает на то, чтобы их простить. Мы должны искать этого, если мы ждем прощения от Бога.

 

В Евангелии сказано о том, каков должен быть пост. Он не должен быть внешним, лицемерным, а, прежде всего, должен быть внутренним. И говорит Господь: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16).

 

Святитель Николай Сербский, разъясняя этот отрывок из Евангелия, говорит, что помазать главу - значит Духом Святым помазать свои помыслы, чтобы они были просвещенными, чтобы мысли наши были светлыми, чтобы мысли наши были обращены к источнику всех благ — Богу, а не к нашим бесконечным занятиям и делам, которые так владеют нашим умом, что о Боге и помыслить мы не можем. Чтобы голова наша была занята не всякой скверной, которая так часто приходит к нам в голову, а чтобы ум наш был просвещен Евангелием, Священным Писанием, добрым размышлением о Боге, в конце концов, о себе самом, своих грехах. Вот что значит «помазать главу».

 

Лицо - это то, через что душа наша общается с внешним миром. Господь всегда зрит на душу, а окружающие нас люди на наше лицо. Мы общаемся с этим миром через наши чувства. И умыть лице свое - это значит беречь свои глаза от всякие скверны, это значит беречь свой слух от сквернословия и пустословия, это значит беречь свое осязание. Все органы наших чувств должны быть чисты. И тело наше должно быть, как говорит Николай Сербский, ни домом при дороге, в который заходят разбойники, чтобы поделить добычу, а должно быть храмом и обиталищем Духа Святого.

 

Содержание поста — в милосердии, в том доброделании, которое мы должны особым образом осуществлять в эти дни. Нужно прекратить бесконечную гонку за личными благами, земными комфортными условиями. Все это тлен. И если Господь дает нам какие-то блага материальные, то только для того, чтобы мы могли поделиться ими с другими, нуждающимися. Если Господь нам дает здоровья чуть больше, чем кому-то другому, то это для того, чтобы мы могли употребить эти силы на служение ближнему. Если Господь дает нам времени чуть больше, чем иному занятому человеку, то только для того, чтобы мы облегчили его ношу, чтобы мы могли укрепить его в его трудах, чтобы человек не изнемогал под тяжестью своей жизни. И все это, перечисленное сегодня в Евангелии, и есть главное содержание поста.

 

Мы сегодня не услышали слов о том, что есть, что не есть, что пить, что не пить. Мы сегодня услышали, как мы должны прощать, как мы должны внутренне, духовно предстоять перед Богом. Как мы должны милосердствовать. Посему, братья и сестры, благословляю вас сегодня на этот подвиг поста, всех и каждого. Я хочу пожелать всем нам бодрости, духовной бодрости. Чтобы не с леностью и бесконечным нашим стенанием мы проходили этот путь, а с бодростью духовной, вооруженные молитвой и постом, Таинствами Церкви, этими особыми богослужениями, которые будут совершаться в течение всего Великого поста.

Укрепленные силою Божию, мы должны противостать дьяволу. Самую главную победу, которую мы должны одержать в этом бою - над самими собой. И эту цель надо ставить. За время Великого поста нужно побороться с какими-то своими вредными привычками, побороться с каким-то грехом, который донимает нас, не дает нам возможности спокойно дышать, постоянно нас погружает во тьму. Побороться нужно за свое звание человека, христианина. Побороться нужно за то, чтобы достойно, радостно, с веселым сердцем победителя встретить славное Воскресение Христово.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.