Проповедь в день памяти свт. Иоанна Златоуста

На начало Рождественского поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Дорогие отцы, братья и сестры. Сегодня Церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста, человека, жившего в 4 веке, но чей глагол, чьи словеса, чья верность, чья вера простирается уже полторы тысячи лет, поражая сердца людей ныне живущих. Хотя и были сказаны его слова очень давно, но сказаны они были с такой силой, что и доныне она ощущается. Сила слов святителя Иоанна Златоуста заключалась в том, что согласно Евангелию он говорил, как Христос. Он говорил «со властию». Что это значит? Это значит, что он говорил только о том, что знал, о том, что исполнил на деле в своей жизни.

 

Мы знаем, насколько трудна и скорбна была его жизнь. Он вырос без отца, но благодаря своей матери, получил лучшее на тот момент образование, избрал иноческий путь, желал тишины и пустыни, но Господь призвал его к иному служению. Сначала в чине священника как проповедника. Уже тогда о нем распространилась слава. Но ему предстоял иной путь быть первосвятителем Константинопольской столичной кафедры. В то самое время, когда уже прекратились гонения на христиан, когда церковь в благоденствии пребывала, мы слышим грозный голос святителя Иоанна Златоуста, который говорит, обращаясь к своей пастве: «Сколько времени я с вами! Но разве вы спаслись? Нет. Говорю так, не потому, что никто не спасается, что никто не слышит меня. Нет. Но я ненасытен, ибо хочу, чтобы все вы спаслись и достигли Царствия небесного».

 

Трудно представить с какой силой эти слова произносились, с какой пастырской любовью, но в то же время со строгостью. Именно поэтому возникло у него  множество  врагов. Прежде всего, императрица Евдоксия, которой не нравились речи Иоанна Златоуста, обличавшие ту расслабленность, которая царила при дворе. Расслабленность вельмож, расслабленность духовенства. Святителя как живой источник правды пытаются уничтожить. Его ссылают в отдаленные части империи. Сначала в  Армению, потом еще дальше — в современную Абхазию. Там он, уже изможденный, отдает свой дух Богу со словами: «Слава Богу за всё».  Удивительно, что нет в его словах ни горечи, ни уныния, ни осуждения, а только есть благодарность Богу.

 

Пройдет всего несколько десятков лет, и новый Константинопольский Патриарх будет произносить похвальное слово святителю Иоанну Златоусту. Люди стали умолять Патриарха о ходатайстве перед императором за то, чтобы вернуть мощи святителя в столицу. У власти был сын императрицы Евдоксии, она уже умерла. И Патриарх скажет: «Верните нам мощи святого -  нашего архипастыря». Это и было сделано. Сын Аркадия и Евдоксии Феодосий II отправил за мощами посольство на Кавказ.

 

Но не сможет множество воинов сдвинуть эту раку с его останками. До тех пор, пока сын Евдоксин не напишет покаянное письмо, и это письмо не прочтут на гробе святителя. Ковчег с мощами святителя Иоанна Златоуста с торжеством принесли в Константинополь, положили на первосвятительское место со словами: «Прими престол свой, отче!» И услышали все тогда, а кто стоял рядом и увидели, как открылись уста, ибо мощи святого были нетленны, и он сказал: «Мир всем».

 

Удивительная жизнь, удивительная кончина и удивительные слова. Сочинения святителя Иоанна Златоуста уже очень давно переведены на славянский язык, и с ревности кто уразумел писание в нашем народе, старались научаться его дивному  слову.

 

Сегодня в своем слове не дерзну я сказать больше, чем говорил в свое время святитель Иоанн Златоуст.  Лишь позволю себе процитировать вам его слова, посвященные тому, что значит быть христианином. Удивительно, как эти слова, сказанные полторы тысячи лет назад, актуальны сегодня. Обращаясь к христианам, он говорит о том, что ничего никто не должен бояться:

 

«Кто хочет, пусть поражает меня, кто хочет, пусть побивает меня камнями, кто хочет, пусть ненавидит меня: злоумышления служат для меня залогом венцов, и по числу ран я ожидаю наград. Так, я не боюсь злоумышления, одного только боюсь – греха. Только бы во грехе не уличил меня кто-нибудь, и тогда пусть враждует против меня вся вселенная – эта вражда делает меня более славным. Этому и вас хочу я научить.

И научил своей жизнью святой. Потому что именно тогда, когда восстала против него вся вселенная слава его умножилась, потому что никто не смог уличить его во грехе. И говорит он нам: «Не страшитесь злоумышления человека сильного, но страшитесь силы греха. Человек не причинит тебе вреда, если ты не поразишь сам себя. Если у тебя нет греха, то пусть угрожают тысячи мечей, – Бог спасет тебя. Если же у тебя есть грех, то, хотя бы ты был в раю, будешь извержен. В раю был Адам – и пал, на гноище был Иов – и увенчан»

 

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, как мы должны проходить свой путь земной жизни. Обращаясь к жителям Константинополя говорит:

«Разве ты гражданин? Ты – путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: «У меня такой-то город, а у меня такой-то». Ни у кого нет города, а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа».

То есть он говорит о том, что земная жизнь- есть путешествие, что не может быть в этой земной жизни у нас ничего своего.

«А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь, и спешишь выйти…Настоящая жизнь есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброй надеждой; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там».

 

Так же святитель Иоанн златоуст рассуждает о земной жизни: «Путник знает, когда он входит в гостиницу и когда выходит, потому что он властен и выйти, и войти, – а я, входя в гостиницу, то есть в настоящую жизнь, не знаю, когда выйду. Что же, – скажешь, – нам делать? Одно делай: возненавидь деньги и люби свою жизнь. Отвергни имущество, – не говорю все, но отдели лишнее. Не желай чужого, не обирай вдовицы, не похищай у сироты, не овладевай их домом. Я говорю не о лицах, но о делах».

 

Иоанн Златоуст говорит главное, где же найти спасение? В чем спасение? Где прибежище жизни?

Говорит: «Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь, твое спасение – Церковь, твое убежище – Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет. Церковь называется многими именами».

Говорит о том, что у каждого в церкви есть свой путь. У каждого есть свое послушание. У каждого есть свое предназначение:

«Так как Господь наш знал, что если бы Он указал один путь, то многие были бы нерадивыми, то Он и указал разные пути. Ты не можешь идти путем девства? Иди путем единобрачия. Не можешь через единобрачие? Иди, по крайней мере, через второй брак. Не можешь идти путем целомудрия? Иди путем милосердия. Не можешь идти путем милосердия? Иди путем поста. Не можешь тем? Иди этим. Не можешь этим? Иди тем».

 

 

И говорит о том, что как в церкви «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд (1 Кор. 15, 41). Ты не можешь быть солнцем? Будь луной. Не можешь быть луной? Будь звездой. Не можешь быть великой звездой? Будь, по крайней мере, малой – только бы на небе».

 

Такие простые, такие понятные, такие ясные наставления дает нам великий святитель, обращаясь через полторы тысячи лет к сердцу каждого из нас. Удивительность его слов заключается в том, что обращал он их не только к монашествующим. В его сочинениях очень много обращений к семейным людям. Очень много сказано о воспитании детей. Так он осознавал свое святительское служение, как обращенное ко всем.

 

В своем сочинении, которое называется «Шесть слов о священстве» он сказал, что только тот способен быть священнослужителем, кто готов, по слову апостола Павла, «отлучен быть от Христа за братьев своих». Все это исполнил он своей жизнью. Он был отлучен, был изгнан, но остался верным своему слову. Я призываю вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, в преддверии Рождественского поста обратить свои взоры на сочинения святителя Иоанна Златоуста. Сейчас, когда все нам доступно – грамоту мы разумеем, и можем одним нажатием кнопки увидеть перед собой обширную библиотеку, мы пренебрегаем этим. Тем самым пренебрегаем своим спасением. Мы рассуждаем, что и как. Но все давно сказано. Как жить, как спасать свою душу. Человек за полторы тысячи лет очень мало изменился. Возможно, стал более управляемым, возможно, стал более падким на вещи. Все те механизмы греховные, которые запущены в душах людей, запущенные в грехопадении Адама и Евы, действуют и доныне. Поэтому нуждаемся мы в таких словах, чтобы проходить свою жизнь. Как образно всегда говорил святитель Иоанн Златоуст, сравнивая жизнь человека с морским путешествием, чтобы проходить свою жизнь не в бурях, а если и в бурях, то чтобы корабль нашей жизни не погиб, а был спасен. Призываю вас сегодня почтить память этого святого именно через чтение его сочинений.

 

 

Мы ступаем с вами в Рождественский пост. Особое время. Желаю вам ревности особой, твердости на этом пути. Этот пост приготовляет нас к празднику Рождества Христова. Мы готовим свое сердце, готовим свою душу для того, чтобы торжественно встретить День рождения Бога и Спасителя нашего. И этот пост - особенный, потому что он пронизан должен быть у нас делами милосердия, добрыми делами. Очень важно, чтобы никто не остался без праздника, чтобы в эти дни мы старались делиться друг с другом самым необходимым. Потрудимся, чтобы ничего не омрачало наших сердец и пост был нам во благо.

 

Тот же святитель Иоанн Златоуст очень интересно рассуждает о посте, говоря нам о том, что во время поста можно есть, а можно не есть. Важно, что принесет тебе пользу.  Твое неядение пищи может принести тебе вред, а наоборот -  ядение может принести тебе пользу. Он четко определяет пост как явление духовной жизни, как некое духовное упражнение от еды. Много говорит о том, что если бы дело было только в еде, то святыми были бы у нас животные – травоядные коровы и лошади. Я оставил напоследок его цитату о посте: «Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту.  Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Злословящий снедает тело брата, угрызает плоть ближнего».

 

Вот такое наставление от великого святителя мы имеем с вами в канун Рождественского поста. Благословляю вас всех, дорогие мои, на этот малый подвиг. Пост не строгий. По уставу во все дни кроме среды и пятницы разрешается вкушение рыбы. В последнюю неделю перед Рождеством пост усугубляется, рыбу не вкушаем. По немощи берите благословение у священника, чтобы в какой-то мере в пище ослабить пост.

 

Сегодня у нас множество возможностей, чтобы исполнить на деле слова святителя, чтобы поститься прежде всего слухом, глазами своими, языком своим. Во всем этом да поможет нам Господь молитвами святителя Иоанна Златоуста  и всех святых.

 

Аминь.