Проповедь на всенощном бдении накануне Дня Святой Пятидесятницы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мы вместе со всею полнотою Православной Церкви завершаем путь в пятьдесят дней – от дня Святой Пасхи до дня, когда на учеников и апостолов Господа сошёл Дух Святой по обещанию Спасителя. В этот день миру явилась полнота Откровения о Пресвятой Троице.

 

Это великая тайна, которую постичь умом человеческим невозможно. Мы можем постигать её только сердцем. Мы можем только лишь приблизиться к этой тайне, лишь пройти по самому краю. Но Господь даёт нам разумение сердечное, даёт нам Своё Откровение, в котором познаётся наш Триединый Бог. Тайна нашего Бога такова, что мы с вами веруем в Бога – Троицу: Бога, единого по природе, но троичного в лицах.

 

В нашем Боге три единосущных лица: Отец, Сын и Дух Святой. Преподобный Андрей Рублёв попытался нас с вами приблизить к этой тайне, создав удивительный образ, который стоит посреди нашего храма в виде иконы. Пресвятая Троица предстает перед нами в виде трёх ангелов, которые абсолютно одинаково писаны (их лики идентичны). Этим иконописец хотел подчеркнуть единую природу в нашем Триедином Боге. Но мы видим, что два ангела склонены к третьему: Сын предвечно от Отца рождается, а Дух Святой предвечно от Отца исходит. Именно поэтому они обращены к левой фигуре.

 

Образ Лица Пресвятой Троицы, именуемый Святым Духом, изображён в зелёных одеждах. И сегодня мы служим в зелёных богослужебных одеждах, наши храмы украшает зелень, потому что одно из свойств и действие Духа Святаго в мире мы называем «Животворящим». Дух Святой даёт жизнь всему. В самом начале Книги Бытия, когда говорится о творении мира, читаем: «Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). Слово «носился» можно перевести иначе: Дух Божий, как птица высиживает гнездо, высиживал Вселенную, которая наполнялась постепенно жизнью. И, действительно, поразмыслим над тем, как всё в мире развивается и живёт.

 

Сегодня, проезжая по нашим дорогам, видя засеянные поля, я размышлял об этом. Земледельцы сажают семена или рассаду в почву, посаженное начинает произрастать… Ведь мы даже не задумываемся над тем, какою силою это всё происходит. Что заставляет это маленькое растение становиться большим? Что заставляет его цвести, а потом плодоносить? Мы, конечно, изучали биологию и ботанику, знаем законы природы. Но кто так закономерно всё устроил? И почему это движение так стремительно? Всё это движимо Духом Святым, наполняющим Землю.

 

Человек, самое лучшее творение на Земле, тоже движим Духом Святым. Но в отличие от всего остального мира, человек способен восприять особую благодать Духа Святаго, потому что, несмотря на то, что всё живое создано Богом и движется по законам, данным Богом, ничто из окружающего нас живого мира не причастно Божественной природе. И только человек своею душою причастен Божественной природе. Наше приобщение к жизни в Боге-Пресвятой Троице совершается в тот самый момент, когда над нами совершается Таинство Миропомазания. Это Таинство соединено у нас с Таинством Крещения, и многие даже не знают о том, что это два разных Таинства. В Таинстве Миропомазания человек помазывается освящённым Миром – особым благовонием, которое приуготовляется по особому рецепту и освящается только Патриархом, рассылается по всем епархиям и храмам. Благоговейно это Миро в небольшом количестве хранится на престоле. Этим Миром человек помазывается со словами: «Печать дара Духа Святаго». Что происходит в этот момент? В этот момент на человека, так же, как на апостолов, сходит благодать Духа Святаго. Особым образом после помазания Миром человек приобщается к Церкви и становится по-настоящему живым.

 

Жизнь наполняет всех нас. Но нам с вами важно помнить, что совершенно неслучайно Дух Святой является нам в Священном Писании в виде огня. У огня есть множество свойств. Огонь попаляет. И в помазании Миром святым, в сообщении благодати Духа Святаго происходит попаление первородного греха и тех грехов, которые совершил человек до святого Крещения. В огне происходит полное очищение души человека.

 

Огонь имеет ещё одно свойство: огонь силен расплавить разнородные металлы и сделать из них единое целое – сплавить их настолько, что мы не можем их разделить. Так происходит с людьми в Церкви. Именно поэтому мы - братья и сестры. Потому что благодать Духа Святаго, этот огонь божественный, спаивает наши сердца, соединяет нас друг с другом, и мы все с вами образуем единое Тело Христово.

 

Но огонь нуждается в том, чтобы его поддерживали. Если огонь не поддерживать, то он рано или поздно угасает. И Церковь является тем самым местом, куда мы приходим, чтобы поддержать огонь благодати Божьей в своём сердце, чтобы он не угас, чтобы не стать нам теплохладными, чтобы не образовалась в нас под наружностью христиан холодная пустота. Мы поддерживаем огонь благодати в своём сердце через участие в Таинствах Церкви, Исповедь, Причастие. Через соборную молитву возгреваем снова и снова своё сердце, делаем его доступным для благодати Божьей. Молимся Господу, чтобы Господь Духом Святым попалял наши прегрешения, оживотворяя нас, потому что все мы прекрасно по опыту жизни знаем, как нам бывает хорошо, тепло, легко и радостно в храме. Но стоит нам лишь ступить за порог храма, как налетают бурные ветры житейских наших триволнений и страстей, начиная угашать то доброе, что мы здесь приобретаем. Но мы должны хранить огонь в своём сердце, всегда помнить о том, что в нас горит Святыня, которую нужно беречь. И пусть это останавливает нас от злого слова, от обид, от желания сделать кому-то что-то назло. Пусть это останавливает нас от какой-то агрессии, от гнева и ссор. Именно забота о той Святыне, которую мы в себе храним.

 

Каждый об этом знает: когда ты совершаешь то, чего не хочешь совершать; когда произносишь слово, которое не хотел говорить; когда вдруг срываешься на крик и раздражение – в сердце вдруг будто что-то обрывается…Ты вдруг ясно чувствуешь, что что-то потерял. В этот самый момент в нашем сердце угасает огонь благодати Божьей. И нужно очень много сил приложить, чтоб вновь его зажечь.

 

Поэтому сегодня, много раз повторяя эту дивную молитву, обращённую к Духу Святому – Царю Небесному, Утешителю, мы будем просить Господа о том, чтобы Господь исправлял нашу жизнь, очищал нас от скверны и, самое главное, чтобы Господь приходил и вселялся в нас Своею благодатию (Духа Святаго). Чтобы нам быть приобщёнными к Божественной жизни, чтоб нам быть живыми Христовыми, Божьими людьми, рядом с которыми окружающим тепло и светло; людьми, которые не попаляют своим праведным гневом а наоборот, дают согреться тем, чьи души охладели. Тогда мы с вами не зря в храме. Тогда мы не зря сегодня вместе хором, соборно поём «Царю Небесный».

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

 

Аминь.