Проповедь на Пятидесятницу ( в День Святой Троицы)

Кто тот Великий Бог, чье откровение мы сегодня празднуем, откровение в полноте, откровение во Святой Троице? Как тяжело немощному человеческому уму постичь эту великую тайну! Как три может равняться единице? Как тяжело доныне многим людям принять эту дивную Божественную истину, принять то, что веруем мы не в трех богов, а в единого по существу Бога, но в трёх Его лицах. Веруем так, потому что Бог наш есть любовь, но любовь совершенная возможна только тогда, когда есть общение в любви равных по сущности лиц. Единосущных лиц.

 

 

Человеку бывает тяжело уяснить эти догматы. Но есть вещи, которые находятся за пределами нашего рационального понимания и составляют предмет нашей веры. Если бы все можно было объяснить, зачем нужна была бы вера? Святые отцы оставляют нам в помощь некие аналогии. Говоря о Святой Троице, указывают на Солнце, рассуждая о нем как о едином небесном теле, от которого предвечно, со дня его существования одновременно исходит и свет, и тепло. Мы с вами, находясь в храме, не видим Солнца, но видим солнечный свет, чувствуем солнечное тепло. И все это есть действие единого небесного тела.

 

 

Эти аналогии лишь позволяют нам приблизиться к тайне. До конца постичь ее человек не может. Если для рационального познания у человека есть разум, которым он рационально постигает мир, то для вещей духовных у человека есть сердце. Сердце - это тот самый орган, которым мы постигаем основы веры. Верующее сердце знает, как начинает оно трепетать каждый раз, когда мы осеняем себя крестным знамением и говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». И каждый раз, когда мы произносим эту молитву, чувствуем ту благодатную помощь и силу, которую Господь дает. Если произносим эти слова с верой, если действительно всю свою жизнь освящаем во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, во имя Бога Троицы, то знаем, как тяжело идти этим путем, как тяжело посвящать свою жизнь всецело Богу, как тяжело соизмерять свою жизнь с заповедями Божьими, с тем самым законом, который Господь установил в этой жизни.

 

Господь, творя человека, наделяя его Своим образом и подобием, наделяя его свободной волей, понимал, как будет трудно человеку быть обращенным всегда к Богу. И поэтому свершилась великая тайна спасения человеческого рода. Через Боговоплощение, через искупительную жертву Христову, через славное Святое Воскресение, через Вознесение Бога, через сегодняшний день, в который мы вспоминаем сошествие на учеников и апостолов Духа Святого в виде огненных языков.

 

 

Сегодняшний день мы называем днем рождения Церкви. Церкви Христовой, которую создал Бог, а не человек. Церкви Христовой, которую врата ада не одолеют, которая уже две тысячи лет существует в мире и свидетельствует об истине. Об истинном Богопочитании. И как бы внешние силы ни старались разрушить Церковь гонением на христиан, как бы изнутри ни разделяли Церковь разного рода лжеучения и ереси, Церковь продолжает жить, продолжает оставаться святой, единой, апостольской и соборной. Святой, потому, что глава нашей Церкви - сам Господь Иисус Христос.

 

 

Как часто мы сегодня слышим, что Церковь – это человеческое изобретение, что ничего духовного в церкви не осталось. Так говорят люди, не знающие природы Церкви. Церковь едина в своей природе. Церковь есть собрание верующих в Бога Троицу. И Церковь - все мы с вами, здесь сегодня стоящие, все наши братья и сестры, уже отошедшие в вечность. Церковь — это те святые угодники Божии, чьи иконы висят на стенах наших храмов. Церковь — это святые ангелы Божии. Церковь – это тело Христово.

 

 

И если мы говорим о том, что наша Церковь больна, то обращать свой взор мы должны прежде всего к самим себе. Мы же тоже Церковь. И если в Церкви моей что-то не так, значит что-то не так во мне. Церковь земная – сообщество людей грешных. И все мы здесь с вами без исключения – грешные люди. Но Церковь не перестает быть святою, потому, что не перестает быть освящена присутствием Духа Святого. И что бы ни происходило с нами, живыми и грешными, в какие бы грехи мы с вами ни впадали, куда бы ни уклонялись, истина в Церкви остается неповрежденной. Бог поругаем не бывает. Пребывать человек должен в Церкви не потому, что здесь он встречает идеальных святых людей, хотя мы к этому должны стремиться, а потому, что здесь спасение, здесь истинное откровение о Боге, здесь Христос.

 

 

Приходим мы сюда и должны приходить за Христом. И что бы ни происходило вокруг, что бы ни происходило с нами самими, всегда мы должны иметь перед собой Христа, Бога нашего, прощающего, милующего нас. И каждый раз, когда мы чувствуем на себе прощение и милость Божию, с тем же прощением и милостью Божией мы должны относиться к окружающему миру.

 

 

Мы говорим: «Зачем Церкви эти сложные непонятные молитвы, богослужения, установления?». Давайте уподобим Церковь кораблю. Кораблю, который вот уже две тысячи лет в этом бушующем море присутствует. Мы с вами находимся на этом корабле только тогда, когда действительно участвуем в Таинствах Церкви — исповеди и Причастии. Мы с вами находимся на этом корабле только тогда, когда подчинены общему строю жизни на этом корабле. Паруса этого корабля наполняются благодатью Духа Святого. Капитан этого корабля - сам Господь наш Иисус Христос. Мы не можем управлять этим кораблем. Кораблем управляет Господь. Но мы знаем, что конечная цель этого плавания – Царство Небесное.

 

 

У человека всегда есть выбор. Он может быть в этом корабле, находясь в неких стесненных обстоятельствах, не имея возможности себе позволить то, что могут себе позволить те люди, которые за бортом. Они могут плыть куда хотят, делать, что хотят, ничем не ограничена их жизнь, как им кажется. Но обман в том, что за бортом этого корабля - бушующее море, которое терзает человека, подбрасывает его, как щепку, и в конечном итоге разбивает об камень. И каждый раз, когда человек кричит о своей свободе, о том, что не хочет он быть ничем ограничен и спрыгивает с корабля, совершается новая трагедия.

 

 

Наш корабль церковный нуждается в заботе. Наш корабль церковный нуждается в том, чтобы мы содержали его в порядке, латали на нем пробоины, помогали управлять им. И от каждого из нас зависит, какова наша Церковь. От каждого из нас зависит, как будут судить о нашей Церкви: как о земной организации, в которой ничего духовного не осталось и все лишь на коммерческие рельсы поставлено, как часто говорят, или как о собрании, о соборе верующих, как о людях, которые хотят свою жизнь изменить к лучшему, как о людях, которые стремятся подражать Христу в своей жизни, в своих делах и поступках, как о людях, которые веруют в Бога Троицу, в Бога Любовь, и сами источают любовь, радость и мир. От всех нас это зависит.

 

 

Поэтому сегодня поздравляю вас всех с днем рождения Церкви Христовой и призываю вас помнить всегда только об одном: за пределами Церкви нет жизни, за пределами Церкви нет счастья, за пределами Церкви нет подлинной настоящей любви - все лишь обман. Вы видите все эти растения, которыми украшаются наши храмы в День Святой Троицы. Это символ живительной благодати Духа Святого, который действует в Церкви и все оживотворяет. Сегодня каждый храм своим видом говорит нам, что Церковь есть жизнь. И сегодняшний день должен быть для всех нас радостью. Радостью о том, что у нас есть Церковь Божия, о том, что мы можем приходить сюда, приносить наши печали и скорби, приносить свои прегрешения, испрашивать у Бога прощения и менять свою жизнь. И жить, наконец, не так, как нам хочется, а как велит Бог, в которого мы веруем, которому честь и слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.