Проповедь в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских

Дорогие отцы, братья, сестры. Среди множества богатств, которые хранит в себе Святая Церковь, одно из самых ценных сокровищ - учение о браке, учение о единственном союзе жены и мужа, сочетающихся друг с другом, целью которого является спасение души. Нет в мире иного института, иного какого-либо учения, в котором в такой высоте и такой полноте раскрывалась бы великая тайна о союзе мужчины и женщины в браке.

 

Существует множество теорий психологического, философского толка, иных религиозных традиций, но нигде брак не превозносится на такую высоту, как в православном христианстве. Нигде о браке не говорится в категориях союза Бога и Церкви, нигде не говорится о том, что брак есть установление Божие, а не просто удобная форма сожительства людей. Мы именно так веруем и так исповедуем: брак в том виде, в каком исповедует его Православная Церковь, установил сам Господь установил ещё в первобытном Раю. Господь, создавший первого человека, на вопрошание Адама о том, что нет вокруг него ни одного другого существа, подобного ему, отвечает: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).

 

И Господь сотворил эту помощницу, взяв часть от Адама, т.е. сотворил не принципиально новое существо, но в то же время с принципиально иной психологией. Адами и Ева в первобытном Раю были созданы как муж и жена. Адам, когда увидел Еву, возрадовался великой радостью и сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23).

Удивительное слово звучит там, в первобытном Раю, слово, обращённое ко всем последующим поколениям: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24). Это было сказано Адаму и Еве, у которых не было родителей по плоти, но Господь им говорит об этом. Господь говорит об очень важном сердечном движении, которые должен совершить человек, вступающий в брак.

 

Избирая себе спутника жизни, человек должен понимать, что нет никого ближе, нет и не может быть никого роднее. И дальше, уже в Евангелии мы читаем: «Еже бо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Это одна из заповедей, которая, к сожалению, как сегодня мы видим, находится в повальном небрежении. Любой союз мужчины и женщины в конечном итоге есть произволение Божие, ибо воля человеческая встречается с волей Божией, и Господь пропускает тому или иному быть. И очень важно, чтобы мы осознавали, что если посылается один человек в жизнь другого человека, то это делается с единственной благой целью - ради спасения души. И как бы тяжело ни было, нужно всегда помнить об этих словах: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает». Эти слова относятся не только к церковному браку, как иногда считается, они относятся к любому союзу мужчины и женщины. Если их брак законный, они объявлены перед людьми как муж и жена, то уже ничто не может их разлучить, никакая человеческая воля, никакое человеческое вмешательство.

Столько бывает сегодня трагедий именно оттого, что забывается эта заповедь. Великий грех ложится на многих из нас, когда мы волей или неволей являясь соучастниками жизни своих близких людей, дерзаем давать советы. Говорим о том, что может лучше было бы разойтись, разрушить это единство. Тем самым мы становимся соучастниками греха.

 

Много раз я видел примеры: когда в семье наступает кризис (а ведь в семье это совершенно неизбежно), люди, которые ещё вчера любили друг друга, жили вместе, рожали детей, вдруг становятся друг другу ненавистными. Вдруг они стремятся удалиться друг от друга. Мы должны четко понимать, что это возможно только по какому-то демоническому действию. Так не бывает. Люди любили друг друга, прожили годы вместе не без трудностей, но и не без счастливых моментов, и друг наступает период охлаждения и ненависти. Очень важно, чтобы все вокруг заступились за семью, чтобы все вокруг сказали: "Остановитесь. Что вы делаете? Мы помним вас счастливыми. Мы знаем, что вы способны быть счастливыми". Если все вокруг - родители, друзья, дети - так скажут, то, поверьте, брак сохранится. Потому что этот период охлаждения не может быть долгим, он проходит. Наступает новый период, и можно начать сначала. На основании всех тех добрых воспоминаний, которые есть.

 

Большая иллюзия думать, что можно найти кого-то лучше. В этом смысле мне вспоминается момент из повести о святых Петр и Февронии.

 

«В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

Феврония показала этому корабельщику пример. Действительно, в этой попытке найти кого-то лучше, человек находит просто другого человека, очень часто похожего на того, с кем он расстался. Понятно, что волей-неволей теперь уже нужно делать вид, что ты счастлив, что ты наконец-то не ошибся. Но, по большому счету, если Господь соединил людей, им надо быть вместе.

 

Конечно, бывают разные ситуации, бывают тяжёлые случаи, всякое бывает, это жизнь. Но Церковь должна говорить и говорит об идеале брачной жизни, об идеале отношений, к которому мы должны стремиться. Если мы в Церкви перестанем этот идеал хранить и его воплощать в жизнь, мир долго не простоит. Потому что семья - это одна из основ мироустроения в том виде, каким Господь замыслил его.

Мы видим, что с разрушением семьи как института, когда под семьей подразумевается все, что угодно, происходят самые безумные вещи. И общество начинает разлагаться. Так уже было в истории человечества. Большие, сильные экономически государства рушились, именно потому, что в них терялось понимание того, для чего мужчина и женщина соединяют свои жизни.

 

Говорить об этом можно сколько угодно, но главное, чтобы вы в своей жизни береги этот идеал. Мы должны с вами также понимать, что христианский брак, освящённый церковью, не имеет гарантий нерасторжимости. Всегда, когда соединяются две личности, две психологии, всегда неизбежны какие-то столкновения. Люди взрослеют, меняется их статус, они становятся родителями. Люди меняются, и отношения должны меняться. Но если мы помним, ради чего мы вместе, тогда все эти разномыслия, разногласия преодолеваются. Все эти трагедии преодолеваются во Христе, в вере и в молитве.

 

Церковь всегда понимала, как это трудно - быть вместе. Поэтому и существует чин венчания, который из себя представляет ни что иное, как молитву Церкви о двух людях, о том, чтобы эти два человека прошли свою жизнь вместе, чтобы сохранили любовь и умножили ее, чтобы их чувства не ослабли, чтобы они смогли преодолеть все трудности, чтобы Господь благословил их и даровал им свою благодать. Но эту благодать обязательно нужно восполнять. Снова и снова возвращаться к этому Источнику живой воды, ко Христу. Если хватает сил на то, чтобы прийти в храм, исповедать немощь свою, не обвинять друг друга, а себя признать виноватым, тогда все меняется, все преображается.

 

И молимся мы сегодня о том, чтобы наших братьев и сестер хватало на то, чтобы преодолевать все эти разделения, не забывая заповеди: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает». Как это важно, в сегодняшнем безумном, разделяющемся мире…

 

Да поможет нам в этом Господь молитвами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и вовсе нет веков.

Аминь.