Проповедь Епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония в неделю преподобной Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Дорогие братья и сестры, уже в завершении пути Великого Поста Церковь поставляет перед нами дивный светильник особой, святой жизни, жизни в подвиге, светильник веры, который мы имеем в лице прославляемой сегодня преподобной Марии Египетской. Мы говорили о ней в среду вечером, читалось во всех храмах ее житие. Это практически единственный уставной момент, когда житие святого читается в храмах. Не все, наверное, были здесь, поэтому позволю себе еще раз вспомнить это житие, ибо эта жизнь достойна того, чтобы о ней говорить снова и снова.

 

Преподобная Мария Египетская родилась в самом конце V века. Христианство к тому моменту было уже достаточно распространено по земле. Мы не знаем семью, из которой она происходила; знаем лишь, что жила она в Александрии, в Египте. Уже в 12 лет удалилась от своей семьи и впала в распутную, блудную жизнь. По её рассказам о себе знаем, что в таком состоянии она пребывала долгое и долгое время, почти 17 лет. И вот, однажды увидела она группу мужчин, отправляющихся на Святую Землю. Продав саму себя, она села на корабль и попала в Палестину. Это было в канун праздника Крестовоздвижения. И увидела она, как толпы людей идут в храм, и устремилась за ними, но как только она переступила порог храма, какая-то неведомая сила остановила её, не дав пройти дальше. Снова и снова, будучи очень упорной и настойчивой, пыталась она пройти в храм, но снова и сноваэта неведомая сила отталкивала ее. В конце концов, обессилев, она села в углу притвора, подняла голову и увидела перед собой икону Богородицы. И поразило ее великое раскаяние, и со слезами стала она молиться Пресвятой Матери Божией, просить, чтобы Она стала ей споручницей в желании изменить свою жизнь, чтобы Матерь Божия указала ей место, где бы она могла спасти свою жизнь.

 

И услышала она голос, который повелел ей идти за Иордан. После принесенного покаяния она смогла пройти в храм, прикоснуться к Животворящему Древу Креста Господня и немедленно направилась к Иордану. Она причастилась Святых Христовых Таин в храме около Иордана. Кто-то бросил ей подаяние, на эти деньги она купила себе три хлеба и на следующий день переправилась через реку. Она ушла в безжизненную каменистую пустыню на долгие, долгие годы.

 

Некий монах Зосима из монастыря, находившегося близ Иордана, по обычаю этого монастыря в начале Поста ушёл из обители в ту же пустыню. И вот, идя по пустыне, он вдруг увидел некую тень, увидел преподобную Марию, вернее то, что от нее осталось: она пробыла в пустыне более сорока лет, одежда ее истлела, тело ее высохло, было сожжено на солнце, волосы ее побелели. Это была удивительная встреча. Сначала Зосима подумал, что увидел призрак, он осенил себя крестным знаменем, а потом, вступив в диалог с Марией, понял, что перед ним стоит великая подвижница. Преподобная Мария поведала Зосиме о своей жизни, поведала о том, как перешла она через Иордан, как провела здесь 40 лет своей жизни, какими страшными были первые 12 лет в пустыне, когда мысли, желания терзали и разрывали ее на части, как била она себя в грудь, вспоминая тот обет, который дала перед иконой Матери Божией, просила у Матери Божией помощи и получала ее. За все эти годы она не встретила ни одного живого существа, питалась первые годы только тем хлебом, который взяла с собой, а потом только кореньями, которые росли в этой пустыне.

 

Преподобная Мария попросила Зосиму прийти на следующий год, чтобы причаститься ей Святых Христовых Тайн. Так и случилось. В Великий Четверг она причастилась, а еще через год Зосима снова пришел в пустыню, чтобы снова увидеть эту дивную сподвижницу, но увидел, что она уже мертва. Она оставила запись на камнях: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери». И указала дату. Умерла она сразу после того, как причастилась Святых Христовых Тайн, целый год тело лежало нетленно. Зосима пытался вырыть могилу, но не смог. Вдруг приходит из пустыни лев, кроткий, как овечка, лобызает ноги святой, и своими когтями вырывает яму для погребения.

 

Дивная жизнь! Дивно то, что человек из такого глубочайшего падения вдруг поднимает себя к святости. Мы видим, как она ходит по водам Иорданским, как она перемещается в пространстве, как она чудесным образом, не знавшая грамотности, цитирует Священное Писание. Можно, конечно, много удивляться, но думать мы должны о другом. Мы должны знакомиться с этими чудесными событиями, чтобы увидеть, что нет такого греха, который Господь не может простить человеку. Мы должны увидеть, что нет такого состояния греховного, из которого человек не может подняться к святости.

 

Преподобная Мария не открывает нам весь тот ужас, который она переживала в пустыне, конечно же, это была жесточайшая борьба. Но я вас призываю увидеть другое. Я вас призываю увидеть, как в самых отчаянных обстоятельствах своей жизни она обращалась со слезами и молитвами к Пресвятой Владычице Богородице, как она искренне призывала ее к помощи, как она получала прощение. Призываю вас видеть, как покаяние, которое произошло в душе Марии, сделало ее кроткой и смиренной. Призываю вас увидеть ее решимость. Серафим Саровский говорил, что великого грешника от великого святого отличает решимость, решимость жить по-другому. Пусть даже человек и не имеет сил. Откуда могли взяться силы у этой блудницы, которая всю свою юность истратила на самые скверные и похотливые дела? Господь ей дал силы через её решимость жить иначе.

 

И нам с вами, братья и сестры, надлежит иметь такую же решимость. Если мы хотим в себе что-то исправить, надлежит нам с вами всегда молиться непрестанно Богу, Матери Божией  и святым о том, чтобы исправлялась наша столь неисправленная, столь скверная жизнь.

 

Неслучайно в конце Поста мы читаем житие преподобной Марии Египетской. Многие из нас, начиная Пост, имеют в уме план: с этим поборюсь, с тем поборюсь. А концу Поста понимаем, что не преуспели; время пролетело, а мы толком и не начинали свой Пост. И вот Церковь нам говорит, что не должно нам отчаиваться, а должно нам верить, верить Господу. И если не исправляемся мы, то преисполнено должно быть наше сердце глубочайшем смирением перед окружающим нас миром. Если не исправляемся мы, то будем плакать о грехах своих, и, как следствие, перестанем осуждать окружающих нас людей, ибо именно когда человек не видит грехов своих, тогда на устах его всегда лежит осуждение.

 

Еще на один момент хочу обратить ваше внимание. Мы ничего не знаем о семье преподобной Марии. Она ушла из семьи, проявила своеволие, впала в блуд, дошла до самых отчаянных и мерзких состояний, но ведь откуда-то она знала о Матери Божией. Когда она пыталась зайти в храм,что-то ее побуждало к этому, когда она обессиленная села в притворе и увидела икону Богородицы, что-то ей подсказало, как просить и молиться, как обращаться к Матери Божией. 

 

Я думаю, в детстве она, так или иначе, была воспитана в вере: она знала Христа, она знала о Богородице. Это знание не помогло ей в начале жизни, но спасло ее в конечном итоге и привело к вере. Так и мы должны с вами сегодня наших детей стараться приводить в храм. К сожалению, мало кто из нас может показать пример жизни в вере, показать пример добрых семейных отношений, похвастаться собственным целомудрием в юности. Большинство из нас пришли в храм с поломанной и покалеченной душой. Но наша с вами задача - научить наших детей вере и горячо молиться об этом.

 

Мы не знаем, как сложиться их жизнь, но мы должны молиться, чтобы Господь их хранил, чтобы Матерь Божия их хранила, мы должны молиться о них, в каких бы трудных жизненных обстоятельствах они не находились, и никогда мы не должны предать веры, даже если наши дети дошли до какого-то отчаянного состояния. Даже если наши дети, когда были малышами, ходили в храм, а подросли, и им не интересно стало, вместо того чтобы воевать, молитесь Господу, чтобы то малое семечко, которое было брошено, рано или поздно обязательно проросло.

 

Так и будет. И каждый раз, когда встаете на путь борьбы со своими детьми, помните о своей юности, помните о своей молодости, как вы ее прожили. Прежде чем укорить, оскорбить своих собственных детей, вспомните, как вы прожили свою жизнь. Когда в сердце нашем будет любовь и смирение от осознания своей жизни, тогда наше слово будет действенным, тогда и молитва наша будет услышана. И к этому я вас сегодня всех, братья и сестры, хочу призвать - к такой смиреной молитвес сокрушенным сердцем. Господь когда-то презрел на нас, привел нас к себе; так верьте, что не забудет и детей ваших, не забудет по вашей же молитве.

 

И пусть сегодня пример преподобной Марии Египетской будет для нас и укреплением, и утешением.Пусть ничто в нашей жизни не будет поводом для отчаяния, пусть никогда мы не скажем себе, что больше ничего не можем, тем более никогда не скажем о наших самых близких людях, что они погибли и никогда не исправятся. Будем всегда мы верить в то, что Господь, по своему великому милосердию и любви, желает спасения каждого из нас.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.