Проповедь в Неделю о Страшном суде

Дорогие братья и сестры!

 

Совсем не много нам с вами осталось до начала спасительного пути Великого поста. Мы видим, как в природе наступает весна. Вот так для христианина должен наступать Великий пост как весна духовная. Сегодняшний воскресный день, именуемый Церковью Неделей о Страшном суде, получил это наименование от того евангельского отрывка, который мы сегодня слышали. Господь несколько раз  в Евангелии в разных формах говорит о том, что ожидает человечество в момент Великого и Страшного суда, во второе пришествие Господне, когда Господь явится во всей славе, когда апостолы сядут рядом со Христом судить народ Божий.

 

В чем же величие и важность этого момента для жизни каждого из нас? Страшным суд именуется потому, что не минет ни одного человека на земле. Никто из нас не избежит этого момента в своей жизни, момента предстояния перед Богом, момента, когда вся наша жизнь во всей своей неприглядности будет явлена: все наши дела, поступки, мысли - всё будет открыто. Есть образ  в писании, когда наш жизнь сравнивается  с некой книгой. И вот эти книги наших жизней будут раскрыты и явлены всем. Суд этот страшен и велик тем, что никто из нас не знает дня и часа, когда он случится, и это не случайно: святые отцы нам говорят о том, что все это не для того, чтобы нас устрашить и ввести в уныние, а для того, чтобы мы с вами хранили благоразумие.  Для того, чтобы мы не уподоблялись с вами безумному богачу из евангельской притчи, который сказал своей душе: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12:19).  Но ангел, явившись, сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк.12: 20).  

Никто не знает, когда, в какой день и час, наступит сначала суд частный для нас, а потом и суд Страшный. 

 

Чем еще страшен этот суд? Тем, что за этой чертою мы с вами уже ничего сами не сможем сделать, ничего исправить. Как говорит Иоанн Златоуст,  у нас есть время только до гроба, чтобы сделать что-то такое, чтобы встать не ошую, а одесную от Господа . Чтобы услышать благословенный глас Господен: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25,34). Чтобы не услышать иное слово Божие: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25,41).

 

И пока бьются сердца в наших тленных телах, мы с вами должны успеть сделать нечто такое, чтобы от Господа услышать в тот день и час, когда мы встанем пред Ним, этот благословенный глас, чтобы войти в радость Божию, чтобы по-настоящему проникнуться светом Царствия Небесного уже в полной мере.  Сегодня мы с вами услышали самый простой и доступный рецепт спасения. Все, что  мы услышали сегодня в Евангелии, можно выразить одной фразой, как это сделал святитель Николай Сербский. По его словам, современному человеку для спасения нужно очень мало, нужно просто «взять на себя заботу о ближнем». Как просто, но сколько здесь смысла. Взять – значит добровольно, значит желать так жить, чтобы нужда окружающих людей не проходила мимо, значит нести бремена друг друга, прощать немощи друг друга, значит отвергнуться себя, своего хотения, своего я. Перестать говорить: « А как же я? Я же тоже хочу отдохнуть, расслабиться, порадоваться».

 

Мы часто, уподобляясь евангельскому фарисею, вопрошаем: «А кто же наш ближний? Я же забочусь о своей семье». Мы много раз говорили о том, что ближний тот, которому вы оказываете милостыню. Мы ошибочно считаем, что любовь - это когда нас любят. Но любовь это нечто иное. Любовь значит, что любим мы, причем не только тех, кто любит нас,  а всех окружающих нас людей. Это очень тяжело, но другого пути в Царствие Небесное нет.

 

Братья и сестры, я призываю вас в эти дни, которые Господь дает нам, чтобы мы снова и снова задумались о содержании своей жизни, оглянуться вокруг и взять на себя заботу о ближнем, не деля людей на своих  и чужих, а быть отзывчивыми на каждую нужду, понести немощи тех людей, которых посылает нам Господь. Тогда путь нашего спасения будет очень коротким.  Пусть сегодняшнее Евангелие будет для нас руководством к действию, ведь когда мы отдаем что-то окружающим нас людям, по слову святых отцов, как бы даем Богу взаймы. Когда мы благотворим мы должны отдавать так, как будто мы Богу отдаем. Нелицеприятно, ради Христа.  И когда придет тот самый Страшный Суд, когда раскроются книги наших жизней, то все то, что мы с вами сумеем по-настоящему стяжать в  жизни земной, тех самых духовных негибнущих сокровищ, вот это и вернется нам.  Призываю вас оглянуться вокруг, перестать жалеть себя, научиться жалеть окружающих , торопиться, торопиться по-настоящему отдавать – материальные средства, время, здоровье, жизнь. Только такая жизнь действительно приближает нас к Богу и, действительно, наполнена смыслом.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.