Проповедь в Неделю Торжества Православия

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

К рассудительности призывают нас святые отцы. Особенно она важна во всякого рода аскетическом делании: подвигах поста, молитвы, в каком-то сугубом напряжении наших духовных сил. Выше всех добродетелей святые отцы ставят рассуждение. Этоспособность человеческого сердца, потому что ум в данном случае человеку бывает плохим помощником. Именно сердце как духовный центр человека способно отличать хорошее от плохого, полезное от неполезного, определять то, что входит в наш ум – от Бога ли оно приходит или от страстей наших и от дьявола. Способность к рассуждению необходимо в себе воспитывать.

 

Святые отцы предлагают нам тот самый путь, который позволяет человеку безопасно идти дорогой своей духовной жизни. Путь этот именуется царским, серединным, когда любая крайность то в одну, то в другую сторону– либокрайность сугубого воздержания, либо крайность расслабленности – неот Бога и не полезна. И этот серединный путь нужно в своей жизни найти. Искать усердно, опытным путем, прося Господа просветить тьму нашу, прося у Господа этого дара рассуждения. Ибо мы имеем склонность постоянно в ту или иную крайность впадать.

 

Мы имеем склонность все то доброе и хорошее, к чему нас призывает Церковь во дни Великого поста, отравлять. Если у нас получается совершить Великий пост так, как, например, это предписывает устав Церкви, то не замечаем очень часто, что к этому подмешивается наша надменность и желание осудить тех, у кого так пост не проходит. Творя милостыню, мы тщеславимся. Пытаясь утешить или сказать какое-то доброе слово, бесцеремонно вторгаемся в чужую жизнь. И множество можно привести примеров тому, как все доброе и хорошее отравляется страстью. И, конечно, рассуждение– тасамая добродетель, которая должна нам помочь. Особенно в отношениях с близкими, с теми самыми людьми, с которыми нас соединяет Господь в нашей жизни. И с теми самыми людьми, с которыми в эти дни поста нам чаще всего приходится общаться, сталкиваться и пересекаться – с нашими домашними.

 

Здесь тоже необходимо рассуждение, ибо мы совершаем две ошибки. Первая – этопопытка всех мерить по себе или по каким-то шаблонам и трафаретам, которые есть в нашем сознании. Так, родители, желая воспитать своих детей, выдвигают требования по отношению к ним, забывая, что сами, находясь в их возрасте, воспринимали окружающую действительность совершенно иначе. Так и дети в отношениях со своими родителями очень часто забывают, что не могут быть на равных: ведь взрослые пожили   дольше, их опыт шире. И он всегда будет больше, чем опыт детей. Да и у всех свое устроение, свой характер. И каждому человеку необходим особый молитвенный подход.

 

Вторая ошибка, которую мы совершаем, – это ошибка наших намерений, когда мы, обращаясь к человеку, как нам кажется, хотим для него лучшего, хотим ему что-то подсказать, наставить его. Но если мы внимательно в этот момент посмотрим в свое сердце, то окажется, что совершаем это дело не с любовью. И цель наша в конечном итоге – непольза ближнему, а ощущение нашего собственного превосходства как более умных и более опытных. И вот эта подмена, которая совершается в нас, отравляет все самое доброе и хорошее, что может быть между людьми.

 

Мы часто не любим человека, а причиняем любовь. И человек вместо радости, вместо какого-то мира и тишины от нас получает боль, потому что движет нами именно эгоизм. Поэтому в любом добром деле, в любом обращении к ближнему будем просить у Господа дара рассуждения. Будем обращаться друг к другу с величайшей бережностью. Будем трезво относиться к своим намерениям и учиться этому важному делу – рассуждению. Рассуждению, которое, в конечном итоге, как дар, дается Господом, но дается тому, кто взыскивает его. Дается тому, кто сомневается в своем мнении, тому, кто вопрошает. Дается тому, кто не спешит вынести то или иное суждение о себе и о окружающих. Дается тому, кто всегда помнит слова псалмопевца о том, что «всяк человек ложь» и, прежде всего, я сам. Именно память об этом поможет нам все-таки совершать общение в любви,сделать отношения наши более откровенными, более искренними, более чистыми.

 

Понятно, что не бывает безоблачных отношений, но умение преодолевать, умение уступать, умение видеть свою неправотурассеивает мрачные тучи, которые так часто сгущаются над нами. Помолимся сегодня всем отцам и VII Вселенского собора, о котором сегодня вспоминаем, и святителю Алексию, митрополиту Московскому, чью память Церковь также сегодня совершает, чтобы Господь даровал нам дар рассуждения, чтобы нам проходить наш малый подвиг поста именно царским, серединным путем, чтобы нам бережно относиться друг к другу и всегда на всякий день и час молиться Богу о просвещения ума нашего.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.