Ольга Леонидовна Янушкявичене: Православная культура может помочь современному школьнику

 

Одним из экспертов на секциях регионального этапа XIV Международных Рождественских образовательных чтений выступила Ольга Леонидовна Янушкявичене, профессор ПСТГУ, автор учебного пособия «Основы нравственности» для старших классов и комплекта учебных пособий для начальной школы по Основам православной культуры. Сразу после завершения работы первого дня чтений нам удалось пообщаться с Ольгой Леонидовной.

 

 

На секции «Взаимодействие Церкви и государственных образовательных организаций в рамках преподавания Основ религиозных культур и светской этики и предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» обсуждались вопросы преподавания ОРКСЭ. Ваше выступление вызвало очень активное обсуждение. В чём корни такого живого интереса?

 

- Я делилась не столько проблемами преподавания Основ Православной культуры в рамках курса ОРКСЭ, сколько вообще проблемами выбора дисциплины. Это первое. А второе – я рассказывала о том, как именно православная культура может помочь современному школьнику в становлении его личности, потому что сейчас современный школьник испытывает очень много проблем в этом.

 

- А в чём суть проблемы выбора? Казалось бы, всё просто.

 

- Дело в том, что я занимаюсь возрастной педагогикой и психологией. У нас есть даже совместная с Татьяной Владимировной Скляровой книга на эту тему. И я как специалист в этой области могу сказать, что курс Истории мировых религий совершенно не соответствует возрасту 4 класса – первое. Второе – светская этика как таковая тоже не подходит для 4 класса. Ведь если говорить о каких-то этических вопросах, то абстрактными понятиями их сложно объяснить. Их надо давать через конкретные примеры. И здесь мы однозначно должны обратиться к культуре, а в России она имеет православные корни. И тут получается замкнутый круг: мы вроде как хотим уйти от православной культуры в светскую этику, а с другой стороны сама светская этика «зависает», если она вне православной культуры. Вот такие моменты. Одна из проблем сегодняшних детей – виртуальность восприятия, которая создает его равнозначность, у ребенка нет понятия о святости, часто нет и внутренней ценностной иерархии. И чтобы он мог быть, во-первых, нравственным (потому что без ценностной иерархии человек превращается в монстра), а, во-вторых, просто успешным в жизни, как раз и нужно, чтобы преподавалась православная культура, которая позволяет ему этот нравственный стержень заново отстраивать. Кроме того, у детей очень много страхов, а весть о том, что существует Бог, который тебя любит, помогает обрести в жизни опору. У ребенка меняется психология, когда он узнает, что его любит Бог. Это очень важно. Кроме того, согласно исследованиям психологов, каждый ребёнок нуждается в трансцендентном измерении, то есть в чем-то, что выходит за рамки сиюминутности и обычной жизненной суеты. Если он не имеет этого трансцендентного измерения, то у него возникает когнитивный диссонанс и появляется непонятная для него тревога, страхи. И вот как раз при изучении православной культуры все это снимается.

 

- Можете ли поделиться каким-то нюансами из практики преподавания ОПК. Как этим предметом не добиться обратного результата, не оттолкнуть ребенка от Бога?

 

- Во-первых, надо оставаться самим собой и быть живым человеком. К детям нужно прийти живым и реагировать на то, что происходит в классе. У меня за мой длинный стаж преподавания много всяких казусов было. В каких-то случаях удавалось чувство юмора подключить и какие-то ситуации снимались. Например, одно время я преподавала старшим классам, это было после перестройки и они очень сложно воспринимали верующую учительницу. И один мальчик все время пытался съязвить или как-то задеть меня. В очередной раз прихожу на урок и он мне говорит: «Учительница, у меня под балконом сферическая антенна и я каждое утро на нее плюю. Это грех или нет?» Я говорю: «Ну, ты знаешь, если человек дурак – это грех или нет? Наверное, нет». Ну и весь класс засмеялся, а он мне больше не задавал такие вопросы.

Один мальчик как-то сказал: «А мне моя мама говорит, что все, что вы преподаете, не нужно слушать, а нужно пропускать мимо ушей». Вот как отреагировать? С одной стороны, сказать, что мама ничего не понимает, было бы неправильно, но и перечеркнуть свой предмет – тоже.  И я говорю: «Ты знаешь, если я буду тебя учить хорошему, что надо маму любить, ей помогать, делать добрые дела, то, наверное, твоя мама не будет против. А вот если я что-нибудь плохое скажу, ты меня точно не слушай». Ну и потом эта мама вслед за ребенком даже в церковь приехала как-то.

 

- Известно, что иногда сами учителя настороженно относятся к внедрению ОПК. В чем природа и корни этой настороженности?

 

- Думаю, что это наши большевистские корни: все, не такие как я, – враги. Надо этот стереотип любовью лечить. Доброе слово и кошке приятно. Есть конечно такие люди, у которых ненависть к Богу в душе, но их немного. И такие будут тебя направленно стараться уязвить. Тут уж можно каким-то образом ответить, но не ударяя в ответ.

 

- Встречаются ситуации, когда такие дисциплины даются учителям, которые не разделяют мировоззренческих позиции предмета. Что бы вы им посоветовали?

 

- Я таким учителям говорю так: если вы совершенно против, то это большой грех преподавать этот предмет. Если не лежит душа, лучше откажитесь. Если вы не против, но просто знаний нет, то советую, конечно, этих знаний набрать. Важно не браться за такие темы, которые педагог сам не понимает до конца.  Например, тема Святой Троицы – тут и богословы не могут адекватно объяснить, а тем более учитель. Если не получается преподавать ОПК из-за отсутствия знаний, то нужно брать хорошие добрые истории и обсуждать нравственные моменты. Тут главное – не навредить. Лучше не говорить о том, чего не чувствуешь и не знаешь. В нашем методическом пособии к таким историям подобраны вопросы, которые можно задать и пробудить этим интерес детей. Также в нём мы предлагаем и варианты ответов на них.

 

- Сегодня мы наблюдали большой интерес педагогов к вашему учебному пособию. Расскажите немного о нём?

 

- У нас учебник для ОРКСЭ, методическое пособие и рабочая тетрадь. В числе тех, кто это составлял – практики. Я преподаю уже более 20 лет, отец Виктор Дорофеев, один из соавторов, - тоже более 20 лет. Юлия Сергеевна Васечко также преподает ОПК уже несколько лет. Мы знаем ответы и вопросы детей. Эти материалы – результат того, что мы осмысляли преподаваемое, искали пути, пробовали и экспериментировали.

Несмотря на то, что он для детей, намеренных упрощений в нём нет. Длительная практика показывает, что ребенку не нужно примитивизировать проблему. Нужно просто говорить на его языке.

 

- Как Вы думаете, насколько такие предметы полезны в соделании спасения детей, их личного пути к Богу?

 

- Спасает Бог. Мы сеем, а взращивает Бог. Как Бог кого приводит - это Его тайна.

 

 

Справка

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ).

 

С 1 сентября 2012 года ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ) - обязательный предмет общеобразовательный программы в 4 классе начальной школы. Предмет подразумевает изучение по выбору одного из 6 модулей курса. 4 из них – религиозные. Это основы православной, исламской, иудейской или буддийской культуры. 2 модуля не религиозные: Основы мировых религий и Основы светской этики.

 

Курс ОРКСЭ входит в федеральный образовательный стандарт начальной школы, т.е. затраты на его преподавание оплачиваются из федерального или областного бюджета. Организация полноценного преподавания данного курса в зависимости от запроса родителей, является фактом исполнения федерального закона.

 

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

Именно РОДИТЕЛИ выбирают для своих детей тот или иной модуль.

 

НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ОКАЗЫВАТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ИНОГО ДАВЛЕНИЯ НА РОДИТЕЛЕЙ В ИХ ЗАКОННОМ ВЫБОРЕ.

Предмет преподают НЕ священнослужители, а учителя, которые хорошо знакомы ученикам и родителям

Модуль имеет культурологическую направленность и не преследует цели «обучить религии».

Содержание учебника по предмету имеет научный характер и одобрено Министерством образования.

В задачи курса входит формирование у ребенка навыков нравственного поведения, воспитание любви к своей стране, ее истории, культуре и традициям, формирование национальной идентичности ребенка, воспитание чувства уважения к религиозным взглядам окружающих.

 

В 18 субъектах РФ данный курс ведется с 2010 года, анализ показал повышение уровня веротерпимости и уменьшение конфликтности в классах, где родители выбрали различные блоки ОРКСЭ.

 

ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ ИЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ТРУДНОСТЯМИ В ВЫБОРЕ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

ПОЗВОНИТЕ НАМ: 89170994932 отдел катехизации и религиозного образования Ахтубинской епархии.