Проповедь в неделю ваий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие братья и сестры, сегодня перед нашим взором проходит дивная картина великого ликования и радости. После событийв Вифании, связанных с воскрешением Лазаря,  Господь совершает вхождение в Иерусалим. Для Своего дивного входа избирает Он животное мира - ученики приводят Ему осла, на которого постилают свои одежды. Восседая на этом мирном животном, Господь входит в Иерусалим. Весь город приходит в движение, ибо весть о чудном воскрешении Четверодневного Лазаря разнеслась по всем окрестностям. Люди, привыкшие встречать таким образом военачальников и победителей, кричали «Осанна!», что в переводе на русский язык значит«Да здравствует!», «Слава сыну Давидову!». Они нарезали ветки пальм, постилали их и свои одежды на дороге, и вот так, с ликованием и радостью, встречали Господа.

 

Но о чем была эта радость? Они увидели некое знамение, чудо: Христос воскресил человека, который пролежал во гробе четыре дня. И каждый из них ждал от Христа чего-то своего: кто-то ждал, что Христос лишит их глобальной государственной проблемы и избавит израильский народ от подчиненного положения по отношению к Риму; кто-то, возможно, желал что-то в своей личной жизни поправить; кто-то желал здравия; кто-то - просто улучшения качества своей жизни. И все эти ожидания не оправдались. За Тем, Кого они так радостно с ликованием встречали, они не увидели лидера нации, не увидели пророка, не увидели чудотворца. А что увидели? Увидели Господа арестованным, бесславно осужденным, увидели Его поношение, увидели Его в уничижении. Вдруг радость исчезла, и переменчивая толпа вместо «Осанна» стала кричать: «Распни его, распни!».

 

Святитель Николай Сербский предлагает нам посмотреть на эту ситуацию внутренне, духовно. Он сравнивает Иерусалим, в которой входит Господь, с душою каждого из нас. Как много в мире людей, которые искренне и с радостью принимают весть о Боге, весть о Христе, как много сегодня людей в наших храмах по всей стране, принесших также, как и мы, ветви верб. Ведь не каждое воскресение так бывает. Множество людей вроде бы принимают в свою душу Христа, но каждый со своим ожиданием: у каждого своя беда и проблема, с которой мы приходим в храм. И как часто меняются наши настроения. Как в Иерусалиме были фарисеи, книжники и начальники иудейские, которые не радовались, так и в душе каждого из нас есть некие сомнения, борющие нас страсти, которые не рады тому, что в душу нашу входит Господь. Ведь на земле нет практически ни одного человека, который бы не чувствовал этого.

 

Мне вспоминается один из коротких рассказов нашего русского писателя Василия Шукшина, называется «Верую». Свойственным его таланту сочным языком он описывает простого русского мужика, у которого по воскресеньям душа болит, и он не знает, что с этим делать. Обычная советская сельская семья. Он с женой пытается об этом говорить, но она не понимает. Он говорит:«Как же так? Есть у нас руки, ноги. Заболела нога – ты чувствуешь. Значит она есть. А если у меня душа болит, значит она тоже есть?». Он пытается найти ответ на вопрос, идёт к соседу, у которого гостит родственник – священник. У священника тоже, к  сожалению, душа болит. «У верующего же человека не должна душа болеть», - рассуждает этот мужик.

 

А болит душа у каждого из нас, и, действительно, если болит, значит она есть. И будет болеть до тех пор, пока по-настоящему в нашу душу Господь не войдет, до тех пор, пока мы не Господа будем желать принять в душу, а просто будем относиться к Богу потребительски, желая что-то получить взамен за свою веру в Него. Наша радость будет переменчива, наши сомнения будут перекрывать нашу веру, и душа будет болеть дальше.

 

Мы сегодня слышали удивительный отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам. Много, много раз в этом послании повторяется слово «Радуйтесь!». Но какая должна быть радость? Это не переменчивая радость иудеев, которые встречали Господа. Это радость тихая, внутренняя, духовная, та радость, которую получает человек, в жизни которого по-настоящему присутствует Бог.

 

Присутствие Бога в человеческой жизни не зависит от того, насколько эта жизнь хороша. Когда человек умеет с благодарностью все от Господа принимать, кода человек умеет видеть в каждом обстоятельстве своей жизни руку Божию, тогда в его сердце радость. Когда человек Богу молится и получает просимое, когда желает жить и пытается жить не как все вокруг, не как ему хочется, а так, как Бог велит; когда, осознавая свою немощь, пытается  хоть в малом творить любовь и добро к окружающим людям - вот в этом радость. И иной радости быть у человека не может.

 

Вы посмотрите, посмотрите на современного человека, у которого в душе дыра - тоска и боль. И сколько сегодня есть возможностей создать искусственную, суррогатную радость - алкогольную, наркотическую. Или радость, которую мы получаем от просмотра каких-то передач, от пустого времяпровождения. Но эта радость очень быстро заканчивается, очень быстро переходит в плач или гнев. Очень мало сегодня людей с мирным, ровным устроением, потому что очень мало в нашей жизни Господа. Мы удаляем Господа из души своей,  как вывели Его иудеи за ограды Иерусалима и предали смерти, и отсюда отсутствие радости, вдохновения от всего того, что мы имеем в своей жизни.

 

Братья и сестры, пусть сегодняшний день будет для нас призывом к истинной радости, пусть те ветви, которые вы держите в руках, будут символом того, что мы Господа хотим принять в свою жизнь, и всё, что Он нам в жизни предоставит, примем с благодарностью.

 

Святитель Андрей Критский, чей канон мы читали в начале Поста, в своем слове на Вербное воскресение говорит очень простые, но мудрые слова: «Пусть эти ветви, которые вы держите в руках, будут олицетворением ваших добрых дел». Вот с тем же усердием, с которым вы сегодня пришли в храм Божий и принесли эти ветви, делайте добрые дела в своей жизни. Тогда все, что происходит сегодня в храме, будет иметь смысл для вас. И ветви в ваших руках имеют смысл только тогда, когда они вас обязывают жить по Богу.

 

Мы сейчас будем молиться. Вслушайтесь в слова этих молитв на освящение вербы. Мы встречаем сегодня Господа, который идет на добровольные страдания нас ради, и нашего ради спасения. И мы с вами должны пережить предстоящую седмицу рядом с Господом, чтобы не уподобиться нам еврейскому народу, чтобы не уподобиться нам ученикам, которые разбежались и оставили Господа одного. Мы должны всю эту Седмицу быть рядом со Христом, быть в храме Божием, тогда и Пасха Христова будет переживаться в нашей душе с истинным ликованием и с духовной радостью.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

Аминь.