Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Дорогие отцы, братья и сестры! 

Промыслом Божьим так устроилось, что в сегодняшний день Церковь воспоминает всех тех ветхозаветных праведников, которые лишь жили в ожидании Спасителя мира, как говорит нам Писание, «жили как бы во тьме» (Мф. 4:14), ожидая рассвета.

 

Вот так случается, что день их общей памяти, как правило, выпадает на день, когда астрономически начинает уменьшаться ночь. Так было и во времена Ветхого Завета - ночь постепенно уменьшалась, уменьшалась та тьма, в которой находилась Вселенная, в которой находилось падшее человечество после грехопадения Адама и Евы. Совсем она рассеется именно с наступлением Рождества Христова. 

 

Все те ветхозаветные праведники, которых мы сегодня чтим - потрясающие, удивительные люди, люди, которые в условиях, когда человек не имел полноты Откровения от Бога, в условиях, когда большинство окружавших предавались язычеству и угождению собственной плоти и похоти, хранили истинную веру и были призываемы Богом. Удивительным образом их сердца откликались на призыв Божий.

 

Совершенно не случайно мы сегодня слышим в Евангельском чтении ту самую притчу, которую Господь обратил к фарисеям уже во время Своей земной жизни, притчу о брачном пире, на который Царь созывает людей. Все они, те самые достойные люди, начинают отказываться, оправдывая себя тем, что у кого-то новая земля, кто-то недавно женился, кто-то приобрел волов, и ему надо их испытать. И все они говорят удивительную, страшную фразу: «Имей мя отреченна» (Лк. 14:18). В конце этой притчи звучат слова, как приговор, приговор всем нам: «Много званных, но мало избранных» (Лк. 14:24). Мало тех, кто войдет в Царствие Божие.

 

Святые отцы, рассуждая о благодати, которая действует в мире и от Бога, Который является источником этой благодати, подразделяют ее на два вида. Первый вид благодати, который действует на каждого человека, потому что каждый человек имеет в душе своей тот самый духовный, нравственный закон - благодать призывающая. Все мы так по-разному откликаемся на эту благодать. Все мы по-разному откликаемся на этот зов Божий, по-разному меняем свою жизнь, но Господь как чадолюбивый Отец не перестает стучаться в сердца людей. И когда человек все-таки откликается на этот призыв благодати Божией, наступает другое время, время, когда уже от самого человека требуются усилия. Время действия так называемой освящающей или спасительной благодати, когда человек уже должен себя понуждать, когда человек должен выйти сам навстречу Богу, и если не делает он этого, то теряет благодать Божию и погружается в суету и похоть мира.

 

Сегодняшний день дает нам примеры того, как благодать призывающая действовала во времена Ветхого Завета. Вспомним праведного Ноя: его семья жила в окружении язычников, жила в том месте, где до моря было далеко. И вдруг этот человек получает откровение от Бога начать строить огромный корабль, все вы его знаете как ковчег. Огромный корабль посреди пустыни. Зачем? Какова должна быть глубина доверия человека к Богу, чтобы он, не задумываясь, начал это делать? Но одно дело начать, а другое - продолжать это строительство, для многих безумное, под градом насмешек продолжать его на протяжении ста лет и веровать, что Господь не случайно дал такое призвание Ною. Знаем мы, что в конце концов Всемирный потоп покроет всю землю, и лишь восемь душ спасутся человеческих, находящихся в этом ковчеге.

 

Сегодня мы должны вспомнить призывание Авраама. Человек жил в городе Ур Халдейский, по тем временам вполне благоустроенном, центре мировой торговли. Человек обеспечен, уважаем, и вдруг слышит голос от Бога: "Оставь свою землю, оставь свой дом, оставь своих родных и иди в землю обетованную, и Я сделаю тебя отцом множества народов". Каково это, оставить привычный комфорт своей жизни, оставить тех, кто тебе дорог и близок, и уйти? Но это происходит. Авраам, не задумываясь, собирается в дорогу и идет в землю, которая для него чужая, в землю, населенную самыми разными людьми. Но именно поэтому он Авраам, именно поэтому Христос назван будет Cыном Давида, сыном Авраама, потому что он все оставил и пошел туда, куда Бог сказал. Но и этого было мало.

 

Обетование о том, что он будет отцом множества народов, было дано ему уже в преклонных годах. Семидесятилетний старик вот так меняет свою жизнь. К тому времени, когда ему было уже почти сто лет, у него все еще не было детей. И вдруг Господь дает ему чадо. Рождается у него Исаак. И приходит время, когда Господь повелевает взять этого единственного сына, столь долгожданного, обетованного, возвести его на гору и там принести его в жертву. Казалось бы, что может быть более безумным, чем это повеление? Но Авраам именно поэтому и Авраам, что собирает хворост, возлагает его на плечи своего сына и идет с ним на гору Мориа. И уже занес он свою руку, когда Ангел Божий остановил его. В этом нет какого-то испытания веры, какого-то искушения от Бога. В этом есть лишь возрастание человека в вере. И, действительно, от Авраама происходит огромный народ, который промыслом Божьим переселяется в Египет, в котором живет и умножается, наполняясь светской премудростью, храня остатки своей веры.

 

И вот, к новому человеку обращается Господь. Он призывает Моисея, выросшего при Дворе фараона, выросшего как сын фараона. Вдруг ему Господь говорит, что он должен пойти против воли тех, кто его выкормил, тех, кто ему дал все - собрать свой многотысячный народ и увести его в землю обетованную по пустыне. Как это вообще возможно? Моисей говорит: «Я косноязычен. Как я смогу убедить всех, что это надо сделать?» (Исх. 4:10, Исх. 6:12). Но Господь дает Свою благодать и Свою силу, и голос Моисея услышан, и, верный Богу, он идет против фараона и уводит свой народ в землю обетованную. Он не теряет веры даже тогда, когда тот самый народ, который он увел из Египта, начинает роптать: «Зачем ты нас увел из Египта, ведь так нам хорошо было в этом плену. Мясо котлами, и все у нас было прекрасно». И, преодолевая этот ропот и желание израильского народа снова впасть в язычество, Моисей продолжает свою миссию.

 

В конце концов Господь обратится к Деве Марии тоже с призванием, тоже с обетованиями. Обратится к Ней со словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего» (Лк. 1:28). И верная вере своих предков, верная примеру праотцев, Мария вслед за ними, несмотря на все непонимание, несмотря на всю странность услышанных ею слов «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя» (Лк. 1:35), говорит: «Се раба Господня. Буди мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38). И вот этими словами происходит зачатие в Ее девическом чреве Сына Божия, и происходит начало спасения мира.

 

Вот так примеры ветхозаветных праведников должны вдохновлять сегодня и нас, привыкших к постоянному комфорту, постоянным удобствам жизни, на то, чтобы по призыву Божьему оставлять свой обычный круг жизни. Каждый день в наших храмах совершается тот самый пир, на который Господь, как Царь, собирает, зовет всех нас. Пир веры, апогеем которого является совершение Божественной литургии. Каждый день предлагается нам эта трапеза. Но разве мы усердны, разве мы так же не говорим, как сегодня достойные в притче, что у нас много дел, важных и нужных, и мы не можем прийти. "Имей мя отреченна...". Разве мы не находим себе тысячи оправданий, чтобы не откликнуться на какое-то доброе дело? Но ведь это тоже призыв Божий, когда некий человек обращается к нам с просьбой, но это не вписывается в наши планы жизненные. У нас есть своя жизненная программа, а нам говорят, что надо прийти и помочь. Обращается к нам человек, а мы снова говорим: «Имей мя отреченна...». И даже ради своих близких мы так часто не хотим нарушать свой покой и тратить свое время, и тем самым лишаемся благодати Божией, не отвечаем на нее.

 

Сегодня посреди храма прозвучал страшный приговор: те, кто отказались и не пришли, не смогут войти в Царствие Божие. Страшные слова, очень категоричные слова. Сколько мы можем себя извинять и оправдывать тем, что нас не учили, что мы не знаем, не понимаем? Сколько мы можем себя извинять и оправдывать тем, что у нас мало храмов и мало священников? Доколе так будет? И пусть сегодняшние строгие евангельские строки всех нас заставят задуматься над тем, как мы отвечаем на призыв Божий, с каким усердием мы устремляемся исполнить то, что Господь повелевает нам? Да, мы с вами - те самые званные люди, потому что просвещены светом святого крещения. Но этого очень мало. Потому что много званных, но очень мало избранных. Очень мало тех, кто действительно не просто откликнулся, а пришел, понудил себя на подвиг веры, поменял свою жизнь, устремляясь за Богом.

 

Молимся мы сегодня Господу Богу прежде всего о том, чтобы наша немощь и нерадение преодолевались, чтобы вера наша не была лишь внешней, а выражалась в наших делах веры, чтобы каждый раз, когда слышим мы в своем сердце призыв Бога, совесть, которая начинает в сердце двигаться, мы оставляли свой покой и уют и шли туда, куда зовет Бог. Каким бы это не казалось странным, безумным, как бы это не было против мнения многих. Идти, чтобы быть нам в конечном итоге не просто званными, но избранными Богу, Которому честь и слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. 

 

Аминь.