Проповедь в неделю 23-ю по Пятидесятнице.

Слово на освящение храма в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в г. Нариманов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами совершили дивный чин освящения храма.  Казалось бы, уже пятнадцать лет, как в граде сем совершается  Божественная литургия, но то, что произошло сегодня - это очень важная веха в истории  богослужебной жизни Нариманова.

 

Вы стали свидетелями того, как мы утвердили на этом месте престол, на котором совершается Бескровная Жертва, на котором совершается Божественная литургия. В молитвах, которые мы читали, были слова о том, что сей престол утверждается непоколебимым до скончания века. В чине освящения храма воспоминаются страдания Господни: мы прибивали доску кованными гвоздями, когда одевали его в срочницу, обвязывали веревкой, омывали его сначала теплой водой, потом благовониями.

 

Но освящение храма похоже еще и на крещение человека. Так же человек во святом крещении стоит наг, омывается водой, помазывается елеем и святым миром. Так же вокруг купели совершается крестный ход, как и мы сегодня совершили с вами крестный ход с мощами святителя Иосифа вокруг нашего храма. Частичка этих мощей положена в его основание. При святом крещении человек обретает восприемников, в народе называемых крестными, которые являются поручителями его веры, и мы знаем, какая это почетная обязанность, как это ответственно. Господь спрашивает с человека, вставшего на этот путь, принявшего это высокое звание. Так и мы с вами в каком-то смысле восприемники нашего обновленного храма. И мы с вами ответственны за то, чтобы в этом храме было ради кого совершать Божественную литургию. Ибо храмы утверждаются и освящаются прежде всего для того , чтобы совершалась в них Божественная литургия. А Божественная литургия совершается ради людей. И каждый раз, когда она будет здесь совершаться, должны быть желающие подойти к Чаше Христовой и причаститься  Святых Христовых Тайн. И в  этом, прежде всего, наша ответственность, ответственность прихожан нашего храма. И об этом мы всегда должны помнить.

 

Мы сегодня в молились об обновлении храма. Действительно, помимо каких-то внешних изменений, которые произошли в нашем нижнем храме, сегодня мы все чувствуем некую духовную перемену. И, как я вчера уже говорил, освящение престола, утверждение его во веки веков есть очень дивное основание, которое кладется в основу духовной жизни здесь, в нашем граде, в основу духовной жизни общины нашего собора. Я верю, что пройдет немного времени и мы соберемся для освящения уже  нашего верхнего храма.

 

Когда мы говорим о храме Божьем, вспоминаются мне слова апостола Павла о том, что мы с вами, люди, тоже есть храмы. Мы с вами тоже обиталища Духа Святого. И в нас, в наших душах, должен пребывать Дух Святой. Человек призван к тому, чтобы быть святым. Но, к сожалению, по немощи нашей, мы часто оскверняем себя. Мы оскверняем ту святыню, которую дает нам Господь во святом крещении. Мы стараемся с вами иметь особое благоговение, приходя в храм Божий, особое благоговение к алтарю храма. К престолу, который мы освятили, теперь имеет право прикасаться только священнослужители, ибо он стал святым. Вот так и в человеке после крещения все становиться святым. Но по немощи нашей людской эта святость со временем оскверняется греховными помыслами, скверными делами, скверными словами. И человек нуждается в таком многократном обновлении и освящении. И это происходит в Церкви Христовой.

 

Когда мы с вами  приступаем к Таинствам Покаяния и Причащения, происходит наше обновление и вновь освящение. И, как мы видели, сегодня символично утверждался престол, так и в нас с вами должен утверждаться Закон Божий.

Вы  слышали  сегодня, как прибивалась камнями крышка к престолу Божию здесь, в нашем храме, так и мы должны себя распинать с нашими немощами. Как был омыт престол  водою теплою и благовониями, так и мы должны омывать свою душу слезами. Как облачен был престол в белую одежду, так и мы должны с вами одевать свою душу в белую одежду добрых дел. Как связан был  престол, так и мы должны связывать себя крепкими узами молитвы Господней каждый раз, когда наши руки тянуться к беззаконию, когда наши стопы спешат к беззаконию, когда уста наши спешат к беззаконию. Как престол был облачен в царскую одежду, так и мы с вами всегда должны облачать нашу душу, должны всегда помнить о том высоком достоинстве, которое дает человеку Господь, именуя нас своими сынами и дочерями.

 

Я сегодня всем нам, прикоснувшимся к этому великому таинству, желаю обновления. И себе самому, и моим собратьям священнослужителям, и вам всем, собранным сегодня в этом храме, я желаю перемены внутренней. И пусть то, что сегодня мы здесь совершили, будет совершаться всегда в наших сердцах и наших душах, чтобы обновлялась наша жизнь, чтобы очищались наши души от всякой скверны, чтобы Дух Святой всегда обитал в нас, чтобы ангел Божий всегда пребывал с нами.

 

Как в крещении человеку дается Ангел Хранитель, так и храму при освящении тоже дается Ангел Хранитель. И даже если когда-нибудь настанет такое время, как когда-то было в нашей стране, когда храмы разрушались, ангел Божий всегда остается на том месте, где был утвержден и освящен престол. Он всегда остается на этом месте и либо сорадуется людям, либо плачет. Так и наш Ангел Хранитель либо сорадуется нам, либо плачет о нас. Посему, братья и сестры, потрудимся, чтобы наш Ангел Хранитель больше радовался о нас, чем плакал. Чтобы Господь, милостивый Отец,  прощал нам прегрешения наши. И чтобы Матерь Божия покрывала нас Своим святым Покровом.

 

Мы освятили наш престол в честь иконы Матери Божией "Неупиваемая Чаша". Этот образ стоит у нас посреди храма. Этот образ обретен был относительно недавно, в 19 веке. Дивный образ. Мы видим в нем Господа, стоящего в Чаше Причащения и  Матерь Божию. "Неупиваемая Чаша" означает, что нет конца милости Божией, что Господь питает нас, Своих небесных чад, небесною пищею - Телом и Кровью Своими. И только было бы у нас с вами желание устремляться ко Господу и подходить к Чаше Христовой. А Господь всегда простирает к нам Свои руки. И Матерь Божия - всегда наша заступница.

 

Так случилось, что этот образ почитается в нашей Церкви как образ, помогающий людям, страждущим недугами пьянства и наркомании. В наше время, как мы знаем, очень многие люди страдают этой болезнью. Освящение храма в честь именно этого образа должно помочь многим, кто ищет этого исцеления и их близким, должно помочь вести жизнь трезвенную. Но трезвость бывает не только как некая свобода от пьянства. Человек может быть пьяным от страсти, человек может быть пьяным от самодовольства, пьяным от гордости, -  и все это требует исцеления. Будем прибегать к этому дивному образу, просить Матерь Божию и Господа исцелить нас от всех этих недугов, чтобы иметь нам трезвенный ум, трезвенное сердце, чтобы всегда трезвенным и очищенным сердцем взирать на Господа,  дающего нам свою милость и свою благодать.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.