Мирянин – это не статист в Церкви

 

 

Мирянин в Церкви сегодня. Какова его роль в жизни прихода и совершении Литургии? Почему участие мирян в делах церковных важно? Какие надежды возлагает на них Патриарх? Отвечая на эти вопросы, мы попробуем проанализировать причины и плоды усиления интереса мирян к жизни своих храмов и Церкви в целом.

 

К сожалению, приходится признать, что в церковной среде понимание положения и роли мирянина в общине зачастую сводится к как некоему отстраненному участие или даже пассивному наблюдению. А между тем, христианская история свидетельствует – миряне всегда играли важную роль в вопросах жизни как приходов и общин, так и поместных церквей и даже Церкви Вселенской.

 

В выпуске программы «Слово пастыря» от 28 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы телезрителей, коснулся темы положения простого прихожанина в Церкви: «… Мирянин, то есть крещеный член Церкви, — это не статист. Мирянин — это тот, кто несет особое служение в Церкви. Быть мирянином — это тоже служение, и посвящаемся мы на это служение через Таинство Крещения».

 

Святейший обращает наше внимание на то, что у мирянина своя, особая миссия и что он не должен занимать пассивную позицию. Но какова она, миссия прихожанина, члена общины?

 

Заглядывая в историю

 

Обращаясь к истории Церкви, невозможно пройти мимо сонма мирян, прославленных в лике святых. Большинство из них – мученики: Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, Иоанн-воин, так любимый на Руси святой Георгий Победоносец и многие-многие другие. Миряне становились также и духоносцами, и пророками. Здесь за примерами уже можно обратиться к истории Русской Церкви – Василий Блаженный, Матрона Московская, Ксения Петербуржская.

 

Миряне не только исповедали веру Христову через пытки и страдания. На своих плечах они иногда выносили догматическую непоколебимость Православного учения. Вспомним Эфесский разбойничий собор 449 года, решения которого так и не были приняты полнотой Церкви, результаты Флорентийского собора в XV в., признавшего главенство Рима, отвергнутые православными верующими. Безусловно, простые верующие всегда могли повлиять даже на самые принципиальные вопросы жизни своей Церкви. Здесь мы видим мирянина-защитника церкви.

 

Из истории Церкви мы также знаем, что существовала так называемая литургическая синергия между служащими священниками и молящимися мирянами. Нельзя сказать, что сегодня этого нет, но литургический диалог требует от современных верующих большего – лучшего знания Писания и Предания, собственной богословской работы, постоянного духовного делания. Ведь в литургии первых веков христианства, где этот диалог был нормой, все евхаристическое собрание было носителем так называемого всеобщего священства, в котором отдельно выделялось уже отдельно священство сакраментальное, являющееся атрибутом клирика. Обратим внимание на таинство исповеди – ведь в нем, по сути, мирянин непосредственно связуется с Богом, а священник - лишь свидетель покаяния и прощения свыше. Вспомним также, что в особых случаях мирянин может даже совершить таинство крещения и оно будет действительным. Это указывает нам на то, что миряне являются как бы сослужителями в литургической жизни Церкви.

 

Нельзя не обратить внимание и на то, что мирянин – это еще и строитель Церкви. Просто посмотрим на старую Астрахань и губернию – до революции у нас в области было почти 250 храмов. И ведь все это возводилось с активным участием простых верующих. Купцы-жертвователи и рыбаки, чиновники и казачество. Безусловно, их лепта – основа благолепия Астраханской земли. Постройка храма в наши дни вообще немыслима без участия и инициативы мирян.

 

 

 

Чем послужить Христу?

 

Одно из определений понятия «Церковь» говорит, что это собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех православных христиан, живущих и умерших (Лк. 20:38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, святыми Таинствами и священноначалием. Иерархи и простые иереи здесь лишь часть (пусть и важная) общего собора, а не его главная составляющая. И об этом важно помнить.

 

По мнению митрополита Иллариона (Алфеева), «сами миряне — народ Божий — призваны на апостольское служение. Всякий человек, который призван быть христианином, призван быть и апостолом. Соответственно, апостольское служение вполне осуществимо как для лиц в священном сане, так и для мирян».

 

Но, конечно, нельзя сказать, что сам мирянин сегодня забыл о своей значимости. Прихожане помогают строить и восстанавливать храмы, занимаются с молодежью и детьми в воскресных школах, участвуют в делах благотворительности. Это огромная работа, иногда даже служение на грани подвига. Не все могут уделять таким делам время, но помогают посильно средствами. Современный мир дает новые пространства для служения Христу – соцсети, различные онлайн-площадки, на которых трудами верующих становится «слышно» Слово Божье. Однако, при всем этом, важно не забывать о, пожалуй, самом важном служении – служении своим примером в обычной жизни. Не молчать, когда надо сказать, не клеветать и не совершать подлостей, показывать пример любви и честности, чистоты и внимания.

 

На документальном уровне

 

Церковь как общественный институт в последние годы все более пристальное внимание уделяет служению мирян. Два архиерейских собора 2011 и 2013 годов поставили на повестку вопросы необходимости создания целого корпуса профессионально подготовленных мирян, которые бы на уровне епархий, благочиний и даже приходов занимались миссионерской, катехизаторской деятельностью, работой с молодежью, социальной работой. В последние годы был утвержден целый ряд документов, способствующих включению мирян в жизнь своей общины на официальном уровне. Верующие сегодня получили возможность профессионально работать при храмах, монастырях, становиться частью аппарата епархиального управления.

 

По словам Святейшего Патриарха, всякий раз, когда он встречается с кандидатами на архиерейское служение, он делает акцент именно на том, что в настоящий момент, в связи с созданием новых епархий, нужно уделять особое внимание формированию корпуса православной интеллигенции, способной профессионально работать на уровне епархий, благочиний и приходов.

 

Процессы, запущенные несколько лет назад, начинают давать свои плоды. К примеру, совсем недавно, 5 октября, в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове проходил семинар «Церковнослужитель и его место в иерархии Церкви». Организатором мероприятия выступила комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви при участии информационно-просветительского интернет-портала «Приходы». На семинаре обсуждались аспекты служения мирянина в современной Церкви. В соответствии с поручениями Священноначалия, на семинаре работала комиссия, призванная подготовить «Положение о церковнослужителях Русской Православной Церкви». Ожидается, что этот документ даст полный регламент в отношении того, как может реализовать себя на приходе православный христианин, не вступая в клир. ­

 

Возрастающая миссионерская и просветительская нагрузка на священников, а также все более расширяющееся участие Русской Церкви в общественной и культурной жизни страны ставят мирян на важные роли в этих процессах. Уже сегодня стереотип о пассивности простых прихожан разрушается и в ближайшем будущем мы будем наблюдать формирование того самого корпуса православной интеллигенции вокруг приходов и общин уже на новом уровне.

 

Юрий Гаранов