Проповедь в Неделю Крестопоклонную

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим призыв Господа следовать за ним. “Следуйте за Мной” (Мк.8:34), - эти слова Господь обращает не только к Своим ученикам и апостолам, но и ко всем тем людям, которые были собраны вокруг Него. Куда же мы должны идти за Христом? Мы знаем весь жизненный путь Спасителя. И слова эти Он говорит уже в начале своего пути на Голгофу, мы знаем о Его распятии, мы знаем о Его вознесении. И зовет нас Господь в Царство Отца Своего Небесного, которое обещает некоторым еще здесь, в земной жизни, увидеть, как сказано в конце сегодняшнего евангельского чтения. Господь дает нам ориентир в своем Евангелии. Этот ориентир дает нам Церковь в своем богослужении, в своем уставе. Вот и сегодня имеем мы верный указатель - Крест Христов, который сегодня посреди всех храмов стоит, обращает к себе внимание и указывает нам путь.

 

Наверное, по образу того, как мы совершаем свой жизненный путь, среди нас можно выделить тех, кто, собственно говоря, и не хочет никуда идти. Да, возможно они знают об этой цели, которую им Господь указывает. Знают, возможно, о том, куда зовет их Господь - в Царство Небесное. Знают и о кресте. Но мы понимаем, что этот путь проходит по сильно наклонной плоскости, что этот путь связан с постоянным преодолением себя. Даже для того, чтобы просто стоять на месте, и то нужно прилагать усилия. Все это зная, многие из нас не хотят никуда двигаться. Есть некая комфортная жизнь, которая выстроена, которая устраивает. И все хорошо. Знаем, понимаем, но не делаем.

 

Есть среди нас иные, которые вроде бы делают этот первый шаг, стараются двинуться в эту нужную сторону, пытаются зацепиться, но, делая шаг вперед, делают два шага назад. И вроде бы нас хватает на какое-то короткое время, чтобы понудить себя идти этим путем. Но трудности, тяготы, теснота этого пути заставляют возвращаться обратно.

 

Есть и иные, которые видят эту прекрасную, влекущую цель, устремляются непомерными шагами, но быстро падают, потому как этот путь - тесный, трудный, требующий от человека максимального внимания. Любая крайность на этом пути погибельна. И сколько история знает таких стремительных восхождений и еще более стремительных падений.

 

Святые отцы говорят нам о том, что благим образом этот путь совершить можно, только если мы идем, соизмеряя свои шаги с нашим устроением, с нашей возможностью, с рассуждением преодолеваем этот путь, и если один шаг наш будет называться смирением, а второй - любовью.

 

Господь зовет нас сегодня очень резкими словами, предлагает возненавидеть свою душу. Очень строго говорит: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 34-35).

 

В ином месте Евангелия говорит о пути, кажется, еще более страшно и строго: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).

 

Страшные парадоксальные слова. И таких очень много в Евангелии. Все это указывает нам на то, что этот шаг, который мы совершаем в сторону Бога, имя Которому - Любовь, он очень непростой. Мы много говорим о любви, о том, какова должна быть любовь Бога к человеку. Именно в сегодняшнем Евангелии Господь дает очень ясно понять, что любовь - это очень часто боль, что любовь - это очень часто крест. Ибо истинная любовь - в жертве. И знаем мы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

 

Так и мы такой крестной любовью должны любить Бога и ближних наших. Как много у нас здесь бывает ошибок, как часто родители в безумно любят своих детей. Как часто, ничего округ не видя и не замечая, своих детей делают идолами. Сегодня мы с вами живем в таком страшном времени, в котором процветает культ ребенка. Родители столько внимания уделяют внешней заботе о детях, решая за них их жизненные задачи, все делают для того, чтобы никаких трудностей у них в жизни не было. Малейший конфликт в школе - и сразу возникают родители, которые начинают заявлять о правах своих детей, не задавшись вопросом: а может быть это их ребенок отравляет всем жизнь?

 

Недавно прочитал, что в одной школе в 4-м классе ребенок терроризирует весь класс, ведет себя абсолютно безобразно: хамит, бьет других детей, отнимает телефоны, - и никто ничего с ним не может сделать. Потому что мама сказала: «Не трогайте мое чадо». Таких примеров в нашей жизни масса. И родители не понимают, что в этой своей безумной любви они живут богопротивным образом.

 

Раньше дети были органичной частью семьи.  И в семье было место всем - и старикам, и детям, и каждый знал свое место, каждый исполнял свое послушание. И никого не ставили на пьедестал и не обожествляли. Сейчас иначе.

 

Простой и яркий пример этого безумия мы сегодня можем увидеть. Посмотрите на количество игрушек у ваших детей, которые перестают помещаться в комнате, потом престают помещаться в гараже. А зачем? Мы сами не замечаем, как стали жертвой маркетинга. Почему детская одежда стоит дороже взрослой? Потому, что те, кто продают эту одежду, знают об этой безумной любви родителей к своим детям. Посмотрите сколько сегодня лакомств самых разнообразных. А потом удивляемся, почему наши дети вырастают, ни в чем не зная меры? Мы сами сделали их желания главенствующими в семье. Мы сами приучили их к тому, что все, что они ни попросят, все мы им дадим. Потом опомнятся родители, когда ребенок станет постарше - в 12, 13, 14 лет, но уже будет поздно. Поздно задавать рамки, если их не было в раннем возрасте.

 

Опомнитесь. Ведь не случайно сказаны сегодня Господом слова: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее». Так и мы в безумии своем желаем сберечь души не в смысле духовном, а души как эмоции. Святые отцы говорят, что в этих словах Господь указывает на плотскую, чувственную жизнь, которой мы окружаем своих детей. Вот безумие.  Нет в этом места кресту. Нет в этом места никакому теснению. И такая любовь как небо от земли отстоит от любви истиной, любви крестной.

 

Но бывает и наоборот. Бывает и дети воспитаны жестко в привязанности к своим родителям, также безумно любят родителей своих. Казалось бы, сегодня надо говорить не об этом. Наоборот, дети часто не отдают должного почтения родителям. Но как часто родители сами в этом виноваты. Да, это страшно, это грех. Но еще более страшный грех, когда родители так привязывают к себе детей, что и во взрослом возрасте не отпускают их. Хотя уже преклонные года и жизнь прожили, но не дают своим детям самостоятельно жить, определяться в жизни. Эгоизму этому нет придела. Умрет рано или поздно родитель, и с чем останется его чадо, если всю свою жизнь посвятил только тому, чтобы угодить родителю своему? И уж тем более, если родители понуждают своих чад к беззаконию и ко греху.

 

Есть один страшный пример, я всегда его привожу. Страшный пример преступления, когда родители принуждают свою дочь совершить аборт, убийство. Это тот самый случай, когда нужно противостоять родительскому насилию. Тот самый случай, когда нужно сказать: "Я выбираю Бога и послушание Его заповеди, а не вашему беззаконию и насилию". Любовь во всем и всегда должна быть крестной.

 

Совершая свой жизненный путь, дорогие братья и сестры, будем помнить, что он необходимо скорбный. Ибо за Христом, распятым на кресте, невозможно идти без креста и без скорби, жалея и извиняя себя. Если мы откроем сегодняшнее Евангелие от Марка, то чуть выше прочитаем о том, что Господь говорит Своим ученикам и апостолам о тех страданиях, которые Ему предстоят. Апостол Петр, который ранее исповедовал Его Богом вдруг отводит Христа в сторону и говорит, что так не должно быть. Но Господь очень строго ему отвечает: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8:33). Возвращается к толпе и начинает говорить о том, что необходимо нам душу свою положить ради Бога, ради Евангелия. А это значит – отказаться от своего человеческого видения и мнения, которое уступить должно место Божьему. И как трудно нам бывает это сделать.

 

Мы, плотские и душевные, пытаемся и в духовной жизни так рассуждать – по плоти, а не по духу. Очень просто было сегодня сказано, что только тот идет вслед за Христом, кто отвергает свое человеческое «я», кто отвергает все человеческое и наполняет свою жизнь по-Божьему. Когда ты так говоришь и исповедуешь, будь готов к тому, что тебя посетит скорбь, что Господь заберет твое любимое чадо раньше времени или близкого и родного тебе человека. Будь готов к тому, что тебя постигнет скорбь болезни. Все что угодно может произойти. Будь готов к тому, что ты встретишь поношения, уничижение, беззаконное осуждение. Будь готов ко всему. Господь говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). И как Христос был распят, так и нас будут распинать.

 

Всегда будем помнить о том, что Господь на крест пошел добровольно. И у нас всегда есть выбор идти или не идти. И путь в Царствие Небесное всегда лежит через голгофу, голгофу нашей жизни. Поэтому что бы в нашей жизни ни происходило, нужно осенить себя крестным знамением и сказать «Слава тебе Боже за все». И сразу человек почувствует силу, силу, которая наполняет его. Это иная сила. Это не сила человеческого убеждения. Это не сила человеческой психологии. Это сила Божьей благодати. И ты вдруг чувствуешь, что можешь все пережить, все преодолеть, иногда самые страшные, безумные вещи, потому что с тобою Бог. Вот так нам нужно жить, чтобы всегда с нами был Бог. Поэтому убоимся греха, убоимся жить без Церкви, убоимся остаться без спасительных таинств Христовых -  исповеди и Причастия. Будем желать одного - чтобы только всегда Христос был с нами. Если будет так, то все остальное силой крестною и благодатью Божией мы всегда переживем. Но не просто переживем, а преобразимся.

 

Самое страшное событие в жизни, если со Христом человек, обращается для него великой пользой и спасением. И вот так, дорогие мои, совершим свой жизненный путь: маленькими шагами, на большие мы не способны, но карабкаясь вверх. Сбивая себе ноги и руки в кровь, но карабкаясь вверх. Туда, где ждет нас Господь, Своими распростертыми руками, обнимая нас всех.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.