Проповедь Епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония в неделю Крестопоклонную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Дорогие братья и сестры, сегодняшний воскресный день знаменует собой начало Крестопоклонной недели. Почти половина пути Поста нами пройдена. Так быстро летит время, но так свойственно нам, немощным людям, ослабевать от начала подвига к его середине, а уж тем более к его концу, ослабевать через саможаление, через свое невнимание и нерадение.

 

Желая возбудить в нас особую ревность, Церковь в середине Поста поставляет посреди храма Крест Христов. Крест Христов как знамя и символ нашей победы. Крест, который мы именуем животворящим, который мы именуем силой Церкви, стал для нас символом победы. Сегодня от людей, которые пытаются переосмыслить православную духовную традицию и внести в нее что-то свое, что-то иное, искаженное, можно услышать слова о том, что православные христиане –идолопоклонники, поклоняются орудию казни. Но мы должны им отвечать, что Крест Христов для нас - это символ. Поклоняемся мы не кресту как некому предмету или начертанию. Мы поклоняемся распятому за нас Богу, а Крест Христов мы почитаем как символ нашего спасения.

 

Крест Христов - это символ любви Бога к падшему человечеству, это символ древа жизни. Вспомните, в самом начале Поста мы читали отрывки из Ветхого Завета, в том числе о грехопадении Адама и Евы. В райском саду росло особое древо жизни, не вкушая от  которого, они и не знали бы, что такое смерть, и имели бы жизнь вечную. Когда они были изгнаны за свое грехопадение, Господь поставил у ворот Рая херувима с пламенным мечом, чтобы не  могли они туда попасть, и не могли более вкушать от этого  древа.

И вот, новое Древо жизни воздвигает Господь  - Свой Честной Крест. Да, Крест Христов - это орудие казни, и не было более позорной казни, чем распятие на кресте. Но Господь избирает Себе именно такой путь. И поэтому Крест Христов всегда будет символом Божьего смирения. Мы видим в Евангелии, как все сие было добровольно: когда арестовывали Господа, когда горячий апостол Петр, пытаясь защитить своего учителя, достает меч, Господь останавливает его и говорит: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:52-53).Добровольно Господь восходит на Крест, чтобы претерпеть все эти жесточайшие страдания, ради спасения и искупления грехов наших.

 

Именно поэтому Крест Христов будет для нас еще и символом предельного послушания Богу. Вспомните, накануне своего ареста в Гефсимании Господь молится: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

 

По послушанию, исполняя волю Отца небесного, восходит Он на Крест и претерпевает эти жесточайшие муки, тем самым исправляя непослушание Адама и Евы, тем самым исправляя наше с вами непослушание.

Что такое послушание Богу? Послушание Богу – это следование его заповедям. Послушание Богу – это жизнь по Евангелию. И когда мы сегодня слышим в Евангелии слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).Это значит, что мы должны быть послушны Богу. Это значит, что крестоношение - необходимое условие нашего спасения, и заключается оно в том, что человек, живущий в этом мире, в котором все окружающее богопротивно, избирает для себя путь следования за Христом, и тем самым неминуемо обращает против себя врага рода человеческого, обращает против себя окружающих людей, действительность.

 

Человек, искренне пытающийся исполнить в своей жизни заповеди Божьи, встает на очень тернистый путь, путь скорбей, и это абсолютно неизбежно. Когда человек, несмотря на все тяготы и трудности жизни, несмотря на самые страшные обстоятельства, остаётся верным заповедям Христовым, он, действительно, несёт свой крест. Когда начинает колебаться наша вера, и все вокруг твердят «ну зачем ты так страдаешь?»,«что ты себе придумываешь какую-то жизнь?», «живи проще, плыви по течению, и все у тебя будет хорошо»,а мы себе говорим, что все сие мне Господь попустил для спасения моей души; когда мы вдохновляемся, укрепляемся силой Креста, тогда мы, действительно, несём свой крест. Когда во всех обстоятельствах нашей жизни, не только в храме, а вне храма, в своих коллективах, на работе, в своей семье, всегда остаемся христианами, тогда мы несем Крест Христов.

 

И самое главное, о чем мы должны с вами помнить, что по-другому за Христом идти невозможно. Вне крестоношения нет последования Христу. Но вдумайтесь, хорошо вдумайтесь в сегодняшние слова Господа -«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Отвергнись себя, своего покоя и уюта, своих пристрастий земных, пристрастий своей плоти, своего «я» и «следуй за Мной». Куда это, «за Мной»? Мы знаем, что Господь по Воскресении вознесся на небо и сел одесную Бога Отца. Вот куда нас зовет Господь, вот какой путь Он нам показывает, вот к чему Он нас призывает, чтобы мы вместе с Ним были вознесены на небо, и сели одесную Бога Отца.

 

Последовать - это значит идти по следам. Все следы Господни в Евангелии описаны. Два шага, которые нас приближают ко Христу - это смирение и терпение. И вот так, смиряясь под благое иго Христово, а вторым шагом проявляя любовь к Богу и к  окружающим людям, мы можем последовать за Христом. И другого пути у нас с вами нет.

 

И путь Крест Христов, который всю седмицу будет у нас стоять посреди храма, будет для нас всегда вдохновением. Пусть, глядя на Христа страдающего ради нашего спасения и искупления наших грехов, мы ободримся и будем сильными, не сами по себе, ибо сам человек немощен, а будем сильны благодатью Божией, которую дает нам Господь в избытке, в наших соборных богослужениях, в исповеди и в Причастии Святых Христовых Таин.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.