Про

Проповедь владыки Антония в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и священномученика Иосифа, митрополита Астраханского.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Эти строки Евангелия от Иоанна мы слышим на Пасхальной службе. Эти строки мы имеем возможность читать сегодня на церковнославянском и русском языках благодаря подвигу святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, называемых Церковью учителями словенскими. Именно они подвигом своим, молитвенным и духовным трудом даровали нам возможность не просто слышать Слово Божие, но дали нам возможность видеть Слово Божие, передавать его последующим поколениям не изустно, а в письменном виде. Они дали нам возможность прочесть не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, и сочинения святых отцов, дали нам возможность воспринять всю тысячелетнюю традицию Православной Церкви. Их труды дают нам и сегодня возможность обращаться к этим текстам для того, чтобы жизнь наша была иной. Слово, сказанное некогда, значило в жизни людей очень много, слово же написанное значило ещё больше.

Совсем недавно, 100 лет назад, 70 процентов населения Астраханской губернии были безграмотными, несмотря на тот дар, который они имели. Он был недоступен для большинства наших предков. И, мне кажется, это одна из причин трагедии, которая постигла нашу страну 100 лет назад. Больно и сегодня видеть, как то огромное культурное наследие, которое мы можем воспринять благодаря подвигу святых Кирилла и Мефодия, остаётся невостребованным в нашем народе.

Мы сегодня с вами охотно читаем какие-то заметки в интернете, высказывания не совсем понятных людей, считаем их некой правдой. Пересылаем сообщения, совершенно не задумываясь о том, кто это сказал и зачем. И, мне кажется, что все треволнения, которые мы переживаем сегодня, они как раз потому и происходят, что подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в каком-то смысле не востребован. Мы этот великий дар читать и писать сегодня променяли на короткие сообщения, на тексты сомнительного содержания. И это тоже наша сегодняшняя трагедия.

Какая же связь между памятью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и памятью святителя Иосифа, митрополита Астраханского, которую мы также сегодня совершаем? Мы знаем о том, что он пострадал от рук горожан-астраханцев, астраханских казаков, в 17 веке, во время восстания Степана Разина, которое докатилось и до Нижней Волги. Интересно, что главной причиной такого отношения бунтующих к митрополиту Иосифу было как раз письменное слово. У него были жалованные грамоты от царя, в которых говорилось о прощении бунтующего города, о том, что он обещает не казнить покаявшихся. С этими грамотами святитель ходил по храмам, пытаясь донести их содержание до широкого круга людей. Не было другой возможности, не было интернета, других средств связи. И в устах митрополита текст этих грамот являлся авторитетным источником, правдой. И именно эта правда бунтующих раздражала. Если бы не было никаких грамот, то можно было бы сказать, что это все — выдумки митрополита, но была бумага с этим словом, была царская печать, был документ.

Несколько раз делались попытки изъять эту бумагу, и вот, в последний раз митрополит в полном архиерейском облачении вышел к народу и был убит бушующей толпой. В каком-то смысле его мученическая кончина, то, что претерпел святитель от своей же паствы (он был сброшен с башни в Астраханском кремле), по сути, все страдания эти были ради слова, ради слова правды, которое могло что-то изменить в том безумии. Его смерть стала неким подтверждением этого слова. Когда он умер, бунт практически сошел на нет, большинство людей осознало, что они совершили какое-то страшное злодеяние, страшный грех, убив своего митрополита.

Сколько сегодня говорится слов пустых, кривых, лживых! И мы, к сожалению, отзываемся на них сердцем. Ценность слова потерялась, даже слова написанного. Сегодня человек говорит и пишет одно, завтра другое, и не потому, что переосмыслил и понял все теперь иначе, а просто в угоду сиюминутным интересам, просто чтобы сказать.

Ныне мы также празднуем тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла. Я много раз говорил о том, что меня очень больно ранят слова негатива, сказанные в адрес Святейшего. Не потому, что он изменил мою жизнь, не потому, что он мой «начальник», а потому, что для меня он – один из умнейших людей современности. Человек, который с одной стороны через своего отца и деда воспринял традицию Церкви, а с другой – человек, который устремлен в будущее. Это человек, который не просто умеет говорить какие-то важные красивые слова, он умеет брать ответственность за них. И когда сегодня начинаются разговоры о том, что он якобы что-то не так делает, что он якобы находится в плену церковно-государственных отношений, эти слова очень оскорбляют.

Это человек, проживший долгую жизнь, часть которой пришлась на эпоху советских гонений, — он мало чего боится в этом мире. И печально, когда слово Патриарха для нас значит меньше, чем слово какого-то одиозного игумена или популярного священнослужителя.

Меня всегда немного огорчает, когда сравнивают нынешнего Патриарха и Патриарха Алексия II. Они разные, и время разное. Мы не можем сравнить время 90-х - начала 2000-х с временем, которое мы переживаем сейчас. Те вызовы, которые брошены Церкви даже в последние два месяца, абсолютно беспрецедентны. Современная история Церкви такого не помнит, не знает.

Очень важно нам сохранить единство. Очень важно сейчас беречь слова. Нужно внимательно относиться к тому, что мы слышим, читаем, и к тому, что говорим. Нужно доверять слову, которое исходит от соборного разума Церкви, слову, которое исходит от действительно авторитетных людей, не занимающихся популизмом, не говорящих «от ветра головы своей», а рассуждающих через призму истории Церкви, Ее вероучения.

Дорогие братья и сестры, пусть подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, и молитва нашего Святейшего Патриарха Кирилла сохраняют нас с вами, сохраняют наш дух, вдохновляют нас на то, чтобы мы своим словом обращались к Богу; словом, обращенным друг к другу, утешали друг друга; словом, обращенным к святым угодникам Божиим, призвали их молитвенную помощь в это трудное время. И я верю, что Господь не оставит нас, не оставит Церковь Свою.

Сейчас мы будем совершать молебен нашему святителю Иосифу Астраханскому, чтобы его молитва сохраняла мир на нашей земле, чтобы Слово Божие распространялось среди людей, чтобы оно вошло в сердца людей, чтобы этот трудный для нас период окончился, чтобы мы смогли вернуться в храмы и полноценно молится, и просить, и назидаться, и учиться верить так, как верили святые Кирилл и Мефодий, как верил священномученик Иосиф, как верит наш Святейший Патриарх Кирилл.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.