Про

Слово владыки Антония в Духов день после соборного богослужения в кафедральном соборе Владимирской иконы Божией Матери г. Ахтубинска

Дорогие отцы, братья и сестры, я рад вас всех сегодня приветствовать здесь, в Ахтубинске. Мы с вами по нашим меркам очень долго соборно не молились, вот так не встречались. Я рад, что мы сегодня имеем возможность не нарушать наших традиций - собираться вместе в Духов день в кафедральном городе, в кафедральном соборе ради совершения соборного богослужения, ради нашего духовного общения, ради нашей радости от переживания этой соборности, которую мы с вами стяжаем на протяжении семи лет существования нашей епархии. И тот кризис, который мы пережили в последние месяцы, как раз и показал, как важно в такой трудной ситуации, которая так быстро меняется, сохранять нам с вами настоящее нелицемерное единомыслие. Сегодня мне вспоминается фраза:" Кому Церковь не Мать - тому Бог не Отец". Эти слова - парафраз того, что говорит священномученик Киприан Карфагенский ("Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь". Книга о единстве Церкви // Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. — М.: Паломник, 1999. С. 236.)

Это учение святых древних отцов о Церкви как о Матери получило продолжение в одном из слов святителя Амвросия Медиоланского. Он говорит о том, что Церковь нам надлежит уподобить праматери Еве. Он вспоминает начало бытия мира, когда Господь навёл на Адама сон, чтоб взять одно из ребер его. Так, если мы говорим о том, что Христос есть новый Адам, то сон Адама в Книге Бытия есть сон смерти. И знаем мы, что после Воскресения Христова созидает Господь Церковь Божию. Амвросий Медиоланский говорит о том, что как "из боку" Адама произошла Ева, так "из боку" Христа произошла Церковь. И как после пронзения копьём из правой стороны Пречистого Тела Господня изошли кровь и вода, так Церковь созидается водой в купели Крещения, созидается Кровью Господней в Таинстве Причастия.

Это замечательный образ Церкви как праматери Евы, как Матери всех живущих во Христе и ради Христа, как Матери, любящей и обнимающей своих неразумных детей, которыми мы, к сожалению, на протяжении двух тысячелетий существования Церкви являемся. И если Церковь - Мать, то кто мы, священнослужители, призванные к тому, чтобы иметь особую заботу и попечение о Церкви? Мы — те самые первенцы, которым надлежит заботиться о своей Матери до конца Её дней. Мы — те самые первенцы, которым оставляется достояние, которое нам надлежит употребить на то, чтобы имя нашей Матери-Церкви прославлялось, а не уничижалось. Мы — те самые первенцы, которых можно уподобить апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, которому Господь поручил заботу о Богородице, Своей земной Матери.

Наша избранность заключается не в каких-то наших особых дарованиях, в нашей какой-то исключительности или безгрешности. Наша избранность заключается, с одной стороны, в нашей любви к Богу и Церкви, а с другой — в той Великой ответственности, которую возлагает на нас Господь. И эта великая ответственность в такие дни, как мы сегодня переживаем, особенно остро ощущается. Ведь сегодня стало явным, что миру нужны добрые пастыри, которые заботятся о конкретном человеке, которые отзывчивы, готовы брать на себя ответственность в принятии трудных решений, которые не оставят человека в сомнениях, не оставят человека в трудных жизненных обстоятельствах.

Церковь нуждается а пастырях, которые, забывая себя, будут идти навстречу человеку, тогда, когда человека по каким-то объективным причинам нет сегодня в храме. Люди нуждаются в ощущении заботы, в ощущении того, что за них кто-то молится и переживает. Очень важно, чтобы окружающие видели, что Церковь есть действительно Тело Христово, что те свойства Церкви, которые мы исповедуем в Символе Веры — единство и соборность — для нас не просто слова.

Мы сегодня слышали два отрывка из Нового Завета. В отрывке из Послания апостола Павла, который вы все очень хорошо знаете, много очень важных для христианина наставлений, о том, что нужно быть разумными людьми, беречь время, «потому что дни лукавы» (Еф. 5:15), хранить себя в чистоте. И как бы в продолжение этих слов мы слышим строки Евангелия от Матфея: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18:20). Эта очень важная характеристика того собрания, которые мы называем Церковью. Ради чего мы собраны? Любое ли наше собрание — во имя Христа? Мы часто говорим эту фразу, призывая людей к соборному богослужению, но очень важно нам добавлять, что это собрание должно быть во имя Христа.

Как понять? Как почувствовать? Господь говорит, что когда двое или трое соберутся, чтобы просить о каком-то деле, то они это получают. Не тогда, когда мы собираемся вместе, но просим каждый о своем; когда собираемся вместе и не верим, что можем получить просимое; когда собираемся вместе просто, чтобы быть вместе, а не ради Христа.

Господь нам даровал великую возможность собираться во имя Его. Я искренне верю, как и все мы должны верить, в истинность евангельских слов о том, что нет ничего такого, о чем мы соборно у Бога не можем попросить. И когда сегодня я слышу о всяких переживаниях по поводу того, что что-то в мире происходит, что мы в большой опасности, хочется спросить нас, христиан: разве Господь не рассказал нам в Евангелии о том, как мы должны преодолевать все опасности и трудности? Разве Господь не обещал нам, что будет с нам до конца, «во все дни до скончания века?» (Мф. 28:20). Он говорит нам: «Дерзайте, (яко) Аз победих мир» (Ин. 16:33).

Так почему же мы так боязливы? Разве Господь не говорил во время бури, идя по волнам: «Это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27)? Так почему же мы так боязливы? Почему мы сегодня свои умы, сердца, и молитвы приносим в жертву суете этого безумного мира, который во зле лежит, движется к своему концу, в котором ничего нового под солнцем не происходит? Именно Церковь должна являть миру свое иное отношение к происходящему, отношение, которое зиждется на вере, любви и надежде, которые Господь не посрамляет ради своих детей. И Матерь-Церковь, заботясь о каждом из нас, призывая и нас, отцы, к особой заботе о Церкви и пастве, все нам дала нужное для того, чтобы мы оставались добрыми истинными пастырями, и наши добрые прихожане оставались добрыми и искренним христианами.

И все это благодатью Духа Святого возможно в Церкви Христовой.

Аминь.