Владыка Антоний об итогах Архиерейского Собора 2016 года

Владыка, прошедший Архиерейский Собор стал первым для Вас.  Расскажите о своих впечатлениях.

 

Да, это первый мой полноценный Архиерейский Собор. В прошлом году я участвовал в Архиерейском Совещании. Конечно, между этими двумя событиями есть различия, прежде всего, в количестве архиереев.  Здесь не покидало ощущение полноты церковной: прибыло много архиереев из Украины, Молдовы, других  стран, Церкви которых входят в состав Московского Патриархата, Это создавало какое-то особое настроение, особый дух. Святейший в своем докладе отметил, что за 7 лет его патриаршего служения епископат Русской Православной Церкви увеличился на 150 человек. За период, истекший с 1 февраля 2013 года, Священный Синод, Синод Украинской Православной Церкви и Синод Русской Зарубежной Церкви избрали 73 архиерея. Этот факт добавил особого трепета. Начался Собор с особой молитвы, которую произносил Святейший. Он молился о том, чтобы Господь вразумил всех участников Собора, и это тоже было трогательно. Было четкое ощущение участия а каком-то большом и очень важном деле.

 

 

Позиция Святейшего Патриарха Кирилла по всем вопросам повестки довольно подробно изложена в официальных сводках. Но обсуждение остаётся за кадром. Интересно, насколько живыми бывают дискуссии?

 

Еще не Архиерейском Совещании меня поразила открытость диалога. Понятно, что мы говорим в рамках узкой тематики, предлагаемой повесткой, доклад Святейшего задает некие рамки для обсуждения, но, тем не менее,  у всех и каждого есть возможность высказаться и Святейший всегда обращается к архиереям с просьбой прокомментировать то или иное положение. С другой стороны, практически во всех вопросах, которые мы обсуждали, было некое единомыслие; вопросов, которые требовали бы активного обсуждения, дискуссии было немного. Я хочу подчеркнуть, что все обвинения в сторону высшего церковного правления и, в частности, Святейшего в единоличном принятии решений абсолютно не обоснованы.

Основным вопросом повестки стала подготовка к Всеправославному Собору, который, если ничего не изменится, пройдет в июне на острове Крит. По этому поводу существует много всякого рода сомнений и страхов на уровне суеверий...

 

Главное, что нужно понимать, что главная цель этого Собора – консолидация всего православного мира. К сожалению, мы вынуждены констатировать тот факт, что в полной мере этого единения сегодня нет. По разным причинам – объективным и субъективным. Собор готовился, по сути, 55 лет. Русская Православная Церковь изначально активно участвовала в его подготовке.  В 60-х годах повестка Собора состояла из более, чем 100 вопросов. В то время Русская Церковь подготовила свои ответы, сформулировала своё мнение по каждому из них. Но тогда собраться не удалось, а со временем количество вопросов сократилось до 10-ти, подготовка зашла в тупик. Сегодня мы снова возвращаемся к этому вопросу – почему? Потому что есть гонения на христиан на дальнем Востоке, потому что в традиционные православные страны проникают всякого рода либеральные идеи, которые мы принять не можем, в частности, те же однополые браки, которые, мы знаем, сегодня уже пропагандируются в православной Греции. В конце концов существует проблема Украинской Церкви и расколов, и по этому поводу тоже нужно высказать какое-то единое, общее мнение. Существует проблема предоставления автокефалии Церквям, существует проблема взаимодействия епископов нескольких Православных Церквей в одном регионе. Все эти проблемы требуют решения. Думаю, очень важно чтобы этот Собор состоялся, чтобы он создал прецедент вот такого единения православного мира перед теми вызовами, которые сейчас перед нами стоят. Главное, чтобы мы явили внешнему миру, что мы способны объединиться, что православие не носит какой-то узконациональный характер. Что есть православные японцы, арабы,  что есть православные в Америке, Европе, и у нас есть определенное мнение о тех или иных сторонах современной общественной жизни. Все те документы, которые подготовлены с большим участием Русской Православной  Церкви для обсуждения и, в конечном итоге, принятия на Соборе, они ни в коем случае не противоречат нашим канонам, не нарушают догматику. Более того, даже после их принятия на Соборе, мы должны будем их утвердить уже в каждой конкретной поместной церкви. Хочу призвать всех к тому, чтобы избегать всякого рода страхов и переживаний по этому поводу и помолиться, чтобы это важное дело для всей Православной Церкви было сделано.

 

 

Рассматривались и документы, касающиеся жизни и каждого "рядового" мирянина - о браке, практике поста.

 

 

Важно понимать суть этих документов.  В Русской Церкви за последние годы было достаточно много создано качественных документов, которые определяют жизнь Церкви в современном мире. Та же самая «Социальная концепция Русской Православной Церкви» или недавно принятый документ «Об участии верных в Евхаристии» и много-много других. Документы, предлагаемые для обсуждения на Всеправославном Соборе, во многом повторяют положения этих ранее принятых документов, и потому, в некотором смысле, носят декларативный характер. Ими мы подтверждаем,  что вообще во всем православном мире эти вещи, какими являются пост, отношение к браку, они единомысленно понимаются, что не только мы в Русской Церкви понимаем, что надо соблюдать все посты,  что брак - это союз мужчины и женщины, что это действительно есть в учении Православной Церкви и так далее. Сами по себе документы не обсуждались, по тому как они уже обсуждены в рамках предсоборных совещаний. Важно было определить, что документы не нарушают чистоты православной веры и не отступают от канонического предания Церкви. Для нас это важно было увидеть, и мы это увидели. Всякого рода волнения по этому поводу не обоснованы. Вообще, если проведения Соборов войдет в некую традицию и, по слову Святейшего, они станут проходить хотя бы раз в десять лет, то  тоже будет хорошо. Как сказал Патриарх, представители всех Поместных Церквей хотят этого диалога.

Каким еще вопросам Святейший уделил внимание?

 

Святейший в своем докладе обратил особое внимание на молодежное служение, поднял проблему несколько неопределенной программы действий миссионерских отделов епархий, ну и, конечно же, призвал еще раз и еще раз к большему участию мирян в жизни Церкви. Были подчеркнуты какие-то уже сложившиеся приоритетные направления работы, прежде всего, молодежная политика, миссионерская работа, разработка комплекса учебников для воскресных школ, для духовных учебных заведений. Отрадно было услышать, что был разработан новый Катехизис Русской Православной Церкви, который до 1-го сентября будет проходить обсуждение. Он будет написан современным языком. Тот, катехизис, с которым мы жили до сих пор, был составлен еще святителем Филаретом Московским. Он во многом замечателен, но это 19-ый век, а мы  живем уже в 21-ом, что требует от нас несколько другого представления вероучения Церкви в сжатом его виде. Отдельной темой прошел вопрос Украины. Был доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о положении дел в Украине. Конечно, не может не печалить, что уже более 30-ти храмов захвачено раскольниками, что захваты эти происходят в грубой, практически разбойнической манере. Нельзя не сказать, что каноническая Православная Церковь Украины терпит притеснения и со стороны властей, особенно на местах. Правоохранительные органы не помогают, законы не работают. При всем при этом очень важно было подчеркнуть, что епископат Украинской Церкви занимает миротворческую позицию. И так было с самого начала украинского конфликта. 

 

Особо трогательным был момент прославления новых святых,  впервые в моей архиерейской жизни. Прославляли святителя Серафима Соболева, который родился в Рязани, многие годы прослужил в Воронежской Земле, потом эмигрировал. В Болгарии нёс свое служение, вплоть до послевоенных лет, много претерпевал в своей жизни, но оставался удивительно цельным человеком.  Сегодня мы слышали от представителей Болгарской Церкви о том, как его почитают на их земле, о том как вся Болгария ждала сегодняшнего дня. Даже по будням к его могиле приходили до 500 человек в день. К сожалению, мы мало знаем о нем в России, хотя у него есть очень интересные сочинения, посвященные церковно-государственным отношениям, например.

Это было очень живое переживание для меня. Было зачитано деяние, была вынесена икона, впервые была пропета слава новому святому, икона была передана представителям Болгарской Церкви. Помимо этого были прославлены святые для общецерковного почитания из  списка местночтимых. Среди них, например, Ярослав Мудрый, иноки, участвовавшие в Куликовской битве Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Для Русской Церкви также было принято почитание Евгения Боткина, святителя Ионы, епископа Ханькоуского, священномученика Митрофана и многих других…Отдельно хочу отметить такой момент. Дело в том, что сегодня стали более доступны архивные данные и, к сожалению, в отношении некоторых прославленных на Соборе 2000 года новомученников и исповедников появились новые данные. В связи с чем в Определении Архиерейского Собора появилась следующая формулировка: «Отметить, что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц».

Нужно понимать, что это не является деканонизацией, ибо она не свойственна для Русской Церкви, такого понятия у нас нет. Но были прецеденты, в том числе в Синодальный период, когда почитание тех или иных святых по разным причинам приостанавливалось.  Чтобы избежать искушений дальнейших необходимо внимательно изучить, уточнить некоторые дела, чем сейчас и занимается комиссия по канонизации святых.

 

 

Тема так называемых "екатеринбургских останков" тоже обсуждалась.

 

Да. Сейчас, как вы знаете, проводятся дополнительные экспертизы. По сути мы говорим  о возобновлении следствия по делу. Кто-том может сказать: «Вроде бы все понятно, а вот Церковь сомневается, поэтому потребовались какие-то дополнительные генетические экспертизы». Но дело не совсем так обстоит. Церковь настаивает не просто на генетиечской экспертизе. Было принято решение на государственном уровне о  проведении комплексной исторической, антропологической, генетической и криминалистической экспертизы и всестороннего исследования обстоятельств убийства Царской Семьи.  Мы можем говорить о том, что следствие, проведенное в 90-х годах было неполноценным. Но никаких выводов делать не будем, пока не закончится следствие по всем направлениям. Это тоже подчеркнул Святейший Патриарх.