Проповедь в день памяти пророка Божьего Илии

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Сегодня Церковь чтит память святаго пророка Божия Илии. Со дней Крещения Руси народ русский всегда имел особое расположение ко пророку Божьему, прославляя его ревность о Боге, обращаясь к нему с молитвами во всяких нуждах. И знаем мы, что имеет он особую благодать от Господа помогать во время всякого рода стихийных бедствий. Знаем мы это и из жития его.

 

Пророк Божий Илия жил в то время, когда некогда сильное, крепкое, единое Иудейское царство разделено было на два: Израильское и Иудейское. И в Израильском царстве распространилось нечестие – по сути, язычество, идолопоклонство. И народ израильский отошёл от истинного богопочитания. Господь призвал пророка Божьего Илию к тому, чтобы он своим горячим пророческим словом смог бы отвратить людей от нечестия. Его любовь к Богу, горячая вера была такой сильной, что никто не мог противиться той силе, которая исходила из уст его. Он обличал нечестивого царя Ахава и жену его Иезавель, которые утверждали в Израиле идолопоклонение. Он своими собственными руками предал смерти жрецов страшного идола – Ваала, которому приносили человеческие жертвоприношения (в особенности, детей). Такое нечестие распространилось в Израиле. И Господь, желая вразумить народ Божий, заключил, как говорит Священное Писание, небо: не было на земле израильской дождя три с половиной года; голод стал распространяться. И вот пророк Илия был послан в город Сарепту Сидонскую – к одной бедной вдове, которая жила в тишине и благочестии и, приняла к себе пророка; поделилась с ним всем, что имела: остатками муки и масла. Но так Господь устроил, что по молитвам пророка Илии, масло и мука в её доме постоянно умножались и никогда не заканчивались. Тем более, вдовица ещё и раздавала неимущим то, что Божьим даром давал им Господь.

 

И этот факт, конечно же, всегда был любим, как я уже сказал, в народе нашем. И всегда молился русский народ и о благоприятном урожае; когда не было дождя, о дожде молились; когда, наоборот, было слишком дождливо – о прекращении дождя и ниспослании солнца. И вот та вера крепкая, которую имел народ к пророку Божьему Илие, она выразилась в том, что у нас очень много храмов в Церкви Русской, посвящённых этому святому. И день этот – Ильин день – был, даже в советское время, знаком и памятен всем. Память эта отражалась и в различных пословицах, и в поговорках. И в наших краях отмечали, что «день Ильин день убавил»; купание после этого дня не благословлялось потому, что (по наблюдениям наших предков) вода становилась уже более холодной.

 

И так, или иначе, пророк Божий Илия прославлялся. Он был, действительно, удивительный человек. Как сейчас бы сказали: человек не своего времени. Настолько отличался от всех окружающих его людей, настолько его жизнь была необычайной, такова необычайна была его смерть. За его горячую ревность, за искреннюю и пламенеющую любовь к Богу Господь не попустил, чтобы тело его было предано тлению – он был восхищен на огненной колеснице на небо. И тело его, как и тело Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, как и тело Иоанна Богослова не узнало тления – вместе со своим телом он был восхищен в Царствие Божие.

 

Вот так Господь прославляет своих угодников и показует нам, как важна ревность по Богу. Так важно помнить об истинном Боге, обращаться к Нему. Мы сейчас молились о том, чтобы всякого рода обычаи (нехристианские) не вторгались в нашу жизнь. К сожалению, мы знаем об этом, что народ наш Божий некогда тоже отошёл от Бога. Мы знаем, как разрушались храмы, как предавались на поругание святыни, как убивали священнослужителей и верующих мирян. И знаем мы, что вслед за безумием всем этим мы с вами претерпели страшные испытания: Великую Отечественную войну – страшное время, которое всегда будет переживаться как трагедия в народе нашем. Но именно эта трагедия позволила людям как – то опомниться, вспомнить о Боге. Стали открываться храмы, возвращаться священнослужители из лагерей, меняться стала жизнь.

 

Но, как потом оказалось: можно восстановить храмы, можно разрешить верить (как нам разрешили 30 лет назад). Но самое трудное, что восстанавливается – это человеческая душа; это те традиции, в которых жил наш народ. И, к сожалению, до сих пор мы с вами блуждаем в поисках истины, в поисках Бога. Да, у нас есть, на каком – то генетическом уровне, эта память об истинном Боге. Мы инстинктивно пытаемся искать Бога, но каждый раз «сваливаемся» в то, что «проще» - то, что кажется понятнее.

 

И так удивительно устроен наш человек, что мы можем одновременно верить и в Бога, и в гороскопы, и во всевозможные приметы, ходить к каким – то непонятным людям (колдунам и прочее). Были в советское время бабушки, которые что – то там «нашёптывали»… Были  такие молящиеся, которые ещё с давних времён остались. Они молились Богу и, Господь давал им какую – то благодать потому, что не было храмов. Знаю, что некоторые крестили детей мирским чином – такое было всё в наших краях. Но эти люди благочестивые, они отличались очень сильно о того, что нам предлагается сегодня на этом «рынке» колдовских услуг, когда человеком движет корысть или иное движет человеком страшнее, когда он входит в бесовское общение с демоническими силами. И, по сути, человек, который обращается за помощью к таким колдунам и ворожеям, такой человек сам входит в общение с этим демоническим миром, с ним начинаю происходить очень страшные вещи. И это очень страшно, мы должны этого бояться. Мы должны искоренять эти обычаи из нашей жизни и хранить истинную веру в Бога.

 

Я думаю, что это очень мудро было, в своё время: здесь, в селе Речном (владыка Иона ещё благословил) основать приход именно в честь пророка Божия Илии. Мы знаем, что долгое время в наших населённых пунктах не было храмов, не было священников. Происходит отход от истинной веры. И сегодня нам с вами нужно вернуться обратно. Это требует усилий, напряжения, веры, больших пастырских трудов. И я глубоко убеждён, что молитвами пророка Божия Илии всё рано или поздно свершится. Мы должны иметь крепкую молитву и с искренним сердцем обращаться, как мы с вами собрались на этом месте, где мы обязательно построим наш храм. Молиться о том, чтобы Господь помог нам и дал возможность осуществить задуманное доброе дело. Осуществить ради тех людей, кто здесь живёт, кто здесь жил ранее и покоится на этом кладбище рядом с селом. Потому что мы храмы строим всегда во имя живых и во имя усопших. Церковь наша едина и, мы всегда, молясь за Божественной литургией поминаем живых и усопших – потому, что есть всегда между нами незримая связь и есть между нами общение молитвенное. И я уверен: чем усерднее будут наши молитвы, самое главное – чем крепче будет наша вера, тем скорее всё исполнится.

 

Есть такая история о том, как люди собрались помолиться пророку Божьему Илие в то время, когда не было дождя. Совершенно искренние простые люди пришли, вроде, помолиться о дожде. И вот один мальчик принёс с собой один зонт, хотя на небе палило солнце и не было не одной тучки. И все над ним стали смеяться, а он совершенно искренне стал спрашивать: «Ну как же так? Если вы пришли молиться о дожде, значит, дождь пойдёт.» Так и мы с вами: должны в своей молитве всегда иметь искреннюю веру. Потому что по мере нашей веры и даётся нам.

 

Мы часто молимся, просто «вычитывая» молитвы, просто произносим какие – то слова, а в глубине души, на самом деле, крепко не верим, что Бог может это нам дать. Поэтому в молитве своей будем и усердны, и постоянны. Самое главное – крепко верить, когда молимся. И тогда молитвами пророка Божия Илии устроится храм наш, изменится жизнь, люди изменятся: станут крепче в вере своей, усерднее в молитве, благочестивее в жизни. И я сегодня, молясь на этом месте – посреди села, крепко в это верую и вас призываю к тому же.  

 

Богу нашему слава, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.