Международная научно-практическая конференция «Молодежь: свобода и ответственность».

16 - 17 ноября 2018 г. Таллин (Эстония).

 

Доклад «Христос и молодежь в современном мире»

       Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Евгений, дорогие отцы, друзья, братья и сестры, приветствую вас и хочу от всего сердца поблагодарить прежде всего Вас, Ваше Высокопреосвященство, за приглашение и возможность сегодня присутствовать в этой замечательной стране и прекрасном древнем городе и делиться с вами своими мыслями о Господе нашем и нашей молодежи.

 

В названии моего доклада присутствует временной аспект. Мне хочется сегодня вместе с вами порассуждать не просто о Христе и молодежи, но именно о Христе сегодня и молодежи сегодня. В своем стремлении я исхожу из убеждения, что мы очень много в Церкви говорим о прошлом. Без сомнения, мы должны обращаться к историческому прошлому нашей Церкви, говоря о святых, об опыте жизни в период гонений, но, мне кажется, нам очень важно говорить именно об актуальном сегодня: где сегодня Христос в нашей жизни? кто такая современна молодежь икакова наша ответственность за современных нам молодых людей? как сегодня могут встретиться Христос и молодой человек? Об этом мне хочется поразмышлять вместе с вами.

 

 

В первую очередь поговорим о Христе. Рассуждая о Христе в современности, я совершенно ясно осознаю, что к вечному Богу категории времени неприменимы. «От века и до века ты есть» (Пс. 89:3), - говорит нам Моисей. Вечный Бог познается нами в Божественных энергиях, и вот как раз опыт богопознания подвержен временной протяженности. Говоря о Боге, размышляя о Боге, молясь Богу, мы меняемся, происходит процесс богопознания. И человек в Церкви, опираясь на опыт богопознания Церкви, в конце концов,должен приобрести свой опыт личного общения со Христом, такой опыт, который царь и пророк Давид выразил в своем псалме:«ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс. 26:10), - опыт бесконечной Божественной Любви. Простите, если я говорю всем известные вещи, но сегодня мне очень часто приходиться слышать о том, что Господь нам нужен только для того, чтобы избавиться от греха или чтобы иметь некую жизненную опору для гармоничной жизни. Все это, безусловно, верно, но не может быть конечной целью нашей веры. Желание душевной и телесной чистоты, стяжание смиренного кроткого духа – это все лишь те средства, с помощью которых мы можем достигнуть главной цели – Христа, единения с Ним в Духе Любви и радости духовной.

 

 

Как часто сегодня вся наша духовная жизнь оборачивается лишь борьбой со грехом как с самым главным злом. Между тем, ещё святые отцы, апологеты первых веков христианства, сформулировали тезис о том, что зло не имеет сущности, зла не существует, а существует недостаток добра. Только прошу меня правильно понять: борьба с грехом необходима, вернее, преодоление своих греховных привычек и склонностей. Но неделание греха ещё не делает нас христианами, «не делай» - это серебряное правило Ветхого Завета. Господь Иисус Христос нам оставил новую заповедь -«да любите друг друга»(Ин. 13:34).Мы познали Бога законодателя, но так иногда плохо знаем Бога, имя Которому - Любовь. Мы знаем, от чего должны бежать, но иногда плохо понимаем куда. Это все равно что я приду на Таллиннский вокзал и скажу: «Дайте мне билет из Таллина». Боюсь, я так никуда и не уеду. Подводя итог этой часть своего выступления, я бы хотел сформулировать идею отца Павла Флоренского о том, что нам необходимо совершить поворот от мысли «зачем человеку нужен Бог» к мысли «зачем Богу нужен человек». Мне кажется, это очень верная и, главное, актуальная сегодня мысль, особенно в контексте нашей сегодня обсуждаемой темы.

 

 

«Современная молодежь». Это словосочетание чаще всего с некой грустью в голосе произносят представители старшего поколения по отношению к младшему, передавая эту грусть, как эстафетную палочку, от поколения к поколению. Что же это за люди такие - «молодежь»? У психологов и социологов есть свой ответ на этот вопрос. Я предпочитаю мыслить поколениями. Если за меру поколения взять 25 лет, то жизнь человека, как известно, можно измерить примерно тремя-четырьмя поколениями. Так вот, мне кажется, что вторая половина первого поколения и первая половина второго поколения - это и есть молодежь. Иными словами, человек в возрасте от 12 до 35 лет. Характерной особенностью этого возраста человека является то, что мир, в котором человек живет до 35 лет, – это, так или иначе, мир, который для него создали предыдущие поколения. В этом заключается ответственность старших поколений перед молодежью. И, прежде чем высказывать критику о них, подумаем над тем, какой мир мы им создали, хотя, конечно, мы понимаем, что многие мировые процессы запущенны задолго до нас. Но Господь намеренно так устроил жизнь людей: в молодости давая сил, но не давая опыта, а в зрелости, давая опыт, лишает нас сил – в этом, мне кажется, промысел Божий о том, чтобы поколения нуждались друг в друге. Мы часто говорим, что молодежь в нас не нуждается, но давайте подумаем над тем, нуждаемся ли мы в молодежи? Уверен, что да.

 

 

Но все мы сегодня ощущаем одну вещь: современная молодежь, особенно в возрасте до 25 лет, нам кажется совершенно непонятной и отличной от нас. Мы часто раздражаемся или разводим руками от непонимания, почему все наши воспитательные усилия не достигают цели. Почему то, как воспитывали нас, или то, что нас вдохновляло, не работает и не вдохновляет наших детей. И легче всего – как мы часто и делаем – упрекнуть в проблемах молодежи телевидение, интернет, внешнюю среду. Но если мы действительно хотим помочь современны молодым людям, мы должны их услышать,нам важно научиться говорить им о том, что интересно и важно для них, а не о том, что мы хотим им сказать и что интересно нам.

 

 

Начальной точкой этого диалога может стать наше осознание того трагичного положения, в котором находится современный молодой человек. 20 век стал временем глобального слома всех родовых и семейных связей, сам институт семьи подвергся колоссальному давлению. Революции, гражданские и мировые войны начала 20 века изменили гендерную картину европейской цивилизации, рост промышленного производства и, как следствие, городского населения привели к тому, что прежние «обычные» связи, т.е. жизнь по обычаю, принятому в семье,разорвались. Те принципы духовно-нравственной, культурной и общественной жизни, которые передавались из поколения в поколение, перестали транслироваться. Особой вехой стало появление сети Интернет и развитие средств коммуникации. Молодые люди, которые не помнят жизни без интернета и мобильного телефона, совершенно отличаются от предыдущего поколения. Они иначе мыслят, иначе воспринимают информацию, они – качественно другие. Не хуже, а именно другие. Но, самое главное, они зачастую очень одиноки и часто несчастны, несмотря на то, что проводят в средствах коммуникации, в сети Интернет до 60 часов в неделю. Тот огромный поток информации, который они потребляют, полностью дезориентирует их в жизни. Они часто в 16, 17 лет уже устали жить, при этом имея, как нам кажется, все блага жизни, но часто лишённые главного блага – Любви.

 

Посмотрите, как в современных молодых людях угас творческий потенциал: за последние 15-20 лет практически не родилось никакой новой субкультуры или нового направления в музыкальной культуре, и это касается всей европейской молодёжи. У меня складывается ощущение, что сегодня молодые люди из разных стран, имея столько способов для общения, реально и, самое главное, радостно общаются гораздо меньше, чем прежде, за всеми «железными занавесами» и идеологическими разногласиями.

 

 

В ясном осознании этого трагического положения наша ответственность за это поколение. Технический процесс не остановить, новые технологии все быстрее будут включаться в нашу жизнь. Нам очень важно научиться не бороться с ними,а подвергать их осмыслению и подчинять их решению проблем современного молодого человека. Создавая сегодня образовательные программы, формируя воспитательную среду в образовательных и иных организациях, занимаясь молодёжью на церковном и государственном уровне, нам важно учитывать, что наше молодое поколение иное, и тот внутренний разрыви полную дезориентацию, в которых им приходиться жить.

 

Во многом это имеет отношение и к жизни Церкви. Церковь как Тело Христово живет в истории,и земная Церковь подвержена всем тем процессам, которые происходят вокруг. Церкви есть что сказать современному молодому человеку о Христе. Именно о Христе.

 

 

Я вспоминаю период своего воцерковления. Мне было 22 года. Моя юность пришлась на трудные 90-е годы. И когда для меня открылся мир Церкви, я понял, что ничего более красивого и содержательного в своей жизни не видел. Мы приходили в Церковь, как в иной мир. Сегодня иной и яркий мир доступен молодому человеку одним нажатием на экран. И сегодня, как я думаю, мы молодому человеку как раз и должны рассказать о Христе, прежде чем он придет сознательно в Церковь. Одинокому молодому человеку сегодня нужен человек, «значимый другой», и, если этим значимым другим станет Богочеловек Иисус Христос, этот юноша или девушка смогут обрести свободу и научиться истинной Любви.

 

 

Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении на архиерейском соборе 2017 года сказал о том, что проповедь, обращенная к молодежи, должна«показывать вечную новизну благовестия Христова, демонстрировать, что именно в следовании Христу — истинный протест, уход от трафаретного поведения, навязанного секулярным миром.Для молодежи важна идея о том, что христианство — религия свободы, а не религия запретов, кроме запрета греха, и что те или иные предлагаемые христианину самоограничения нужны лишь потому, что помогают нам обрести полноту жизни и осознать, что есть подлинная любовь, которая не пресекается окончанием физической жизни, но переходит в вечность».

 

 

В заключении хочу сказать, что мы с вами должны приложить много усилий, чтобы современный молодой человек смог поверить нам в том, что Церковь Христова – это не то место, где говорят о Христе, а место, где Христос с распростёртыми объятиями ждет молодого человека, со всеми его ошибками и со всей его внутренней бедой. Ждет, чтобы утешить, ждет, чтобы избавить от одиночества и бессмысленности жизни,ждет в Своей Божественной Любви.

 

 

Спасибо за внимание.