Доклад Епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония на на очередном заседании этноконфессионального совета при губернаторе АО Александре Жилкине.

                                                             5 апреля 2016 г.

 

Опыт служения духовенства и социальная практика в Астраханской митрополии как фактор общественной консолидации

Друзья, братья и сестры.

 

Мы сегодня собираемся обсуждать достаточно серьезные темы, и это происходит на фоне непрекращающихся разговоров о кризисных моментах в нашем обществе, в нашей экономике. Разговоры на эту тему часто повышают уровень напряженности в нашем обществеи конечно, как сказал Александр Александрович, от нас всех во многом зависит наличие тревожных настроениях в наших людях. Я глубоко убежден, что кризис в основе своей имеет не экономическую составляющую, а составляющую внутреннюю, духовную. И вообще, когда мы говорим о кризисе, важно помнить, что слово «кризис» пришло к нам из греческого языка, и изначально не имело отрицательного значения.

 

Кризис – это переход, это некий перелом, и мы с вами за последние 25 лет пережили несколько таких переломов. По-разному наше общество на них реагирует, и, на мой взгляд, наш народ как раз консолидировался в трудные, кризисные периоды нашей государственности, именно благодаря накопленному опыту соборности, добрососедского общения. Я думаю,  что сегодня главная опасность состоит в том, что опыт, накопленный предыдущими поколениями, исчерпан.

 

Мы отшатнулись от коллективных основ советского прошлого в пользу демократических свобод, пропаганды индивидуального начала, и это привело к тому, что в обществе намечаются тенденции так называемой атомизации личности, то есть личность отделяет себя от общества, и личное приоритетным становится над общественным. Сегодня очень много говорится о том, что каждый человек должен иметь свое личное мнение, личную позицию. Все это действительно справедливо,  но, к сожалению, иногда носит контрпродуктивный характер. На мой взгляд, причина в потерекультуры диалога.

 

Сегодня, когда две личности встречаются и начинают о чем-то говорить, часто их диалог строится на взаимной критике, очень часто они стоят на совсем неконструктивной основе. Одно дело, когда это происходит где-то в кухонных разговорах, другое - когда это происходит между общественно-политическими лидерами или в общественно-политических организациях. Часто приходится сталкиваться с тем, что человек встает и начинает говорить просто потому, что ему надо сказать или считает, что его мнение - единственное верное. К сожалению, желание и умение услышать друг друга испытывает глобальный дефицит.

 

С точки зрения внутренней жизни человека проблема лежит в плоскости духовного состояния: гордыни, высокоумия, тщеславия. Но одно дело, когда это касается личной жизни, другое - когда это касается жизни общественной. И та напряженность и усталость, которая сегодня характерна для нашего общества, связана с простой истиной, которая содержится в Священном Писании: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". (Иак. 4, 6).Смирение – это не соглашательство, смирение - от слова «мир», которое должен каждый в себе нести. Гордость толкает нас на борьбу и пустые противления, которые только обессиливают нас. А в состоянии мирного устроения   мы способны на многие свершения, даже в условиях такой трудной экономической ситуации.

 

Явления, о которых  я говорю, особенно опасны в период выборов. Мы  с вами вступили в выборной год. К сожалению, некоторые общественно-политические деятели в своей предвыборной кампании пользуются межэтническими, межконфессиональными трудностями, противоречиями, назревшими в обществе. На мой взгляд, в современных условиях это должно расцениваться на уровне гражданского преступления.

 

Что касается потенциала консолидации нашего общества, я думаю, он слабо используется. По моим наблюдениям у нас в регионе разорвались исторические связи между разными районами. Современные средства коммуникации позволяют нам очень активно общаться с другими регионами. Но подрастающее поколение, молодежь совершенно не знают, что происходит в соседнем районе, и вообще какова их история, особенности, достопримечательности. Я знаю, что многие дети из отдаленных районов никогда не бывали в областном центре, наши школьники не готовы перечислить названия районов нашей области или хотя бы назвать их количество. В преодолении  этого есть хороший потенциал для активизации этих взаимодействий:  обмениваться делегациями, просто общаться и рассказывать друг другу о наследии каждого района. В преддверии широко празднуемого 300-летия Астраханской губернии, думаю, это очень важно и особенно актуально.

 

Что касается межконфессиональных отношений: та модель, по которой мы их строим сегодня, во многом сформировалась ещё в советское время, когда христиане и мусульмане, прежде всего, и люди других конфессий проживали дружно, вместе, вместе пекли куличи на Пасху, кайнары на Курбан-байрам, отмечали другие праздники. Однако хочу напомнить, что эта культурологическая модель была характерна для атеистического общества с низким уровнем религиозной культуры. Оставаясь в рамках этого мироощущения, мы выстраиваем нашивзаимоотношенияна основе того «общего», как мы часто говорим, что между нами есть. Нам часто говорят: «Но ведь религии похожи; найдите этот минимум религий и общайтесь». Но минимум религий часто оборачивается максимумом безверия.

 

Ситуация изменилась. У нас стало гораздо больше активно практикующих верующих, информация стала более доступной. Мы понимаем, что всё-таки отличия есть; попытка умолчать об этих отличиях, не говорить о них на уровне хорошего, доброго диалога, приведет к тому, что нашим верующим расскажет об этих отличиях кто-то другой. Если действительно провести опрос среди прихожан в храмах, в мечетях, в иных религиозных общинах, спросить, знают ли они иную религиозную традицию, к сожалению, окажется, что знания эти находятся на очень низком, бытовом уровне. Отсутствие хорошего, доброго диалога опасно, потому что позволяет враждебным силам на этом играть, настраивать наших верующих друг против друга.

 

Концепция«Бог един, а веры разные» верна только в философском смысле, с точки зрения богословия - это ложное утверждение, и об этом уже надо спокойно говорить, не надо себя обманывать. Я считаю, что сегодня должна быть иная модель взаимодействия: надо рассказывать друг другу о своей религии, надо, чтобы наша молодежь узнавала о разнице между религиями из уст авторитетных носителей традиции, а не от радикального проповедника или из сети Интернет. Говорить о том, что нас отличает, можно и вне оценочных категорий, это и есть высокий уровень диалога, нужно интересоваться духовным наследием друг друга.

 

Хочу привести пример: недавно открыл для себя такого крымотатарского исламского просветителя как Исмаил Гаспринский, жил он в XIX - началеXX века, и его замечательную книгу «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения». Исмаил Гаспринский сто лет назад писал о том, что Россия станет прибежищем для исламских народов и о том, что именно в России сохранится неповрежденная исламская традиция. Мне кажется, что вот такие деятели религиозной культуры заслуживают того, чтобы мы просто их знали.

 

Курсы повышения квалификации для православных священнослужителей нашей митрополии включают в себя лекции о традиционных религиях. У нас уже прошла лекция об истории Ислама в мире и в России, сейчас готовятся лекции о других религиозных конфессиях. Таким образом, наши священнослужители изучают ту или иную религиозную традицию на хорошем уровне. Мне хотелось бы перевести и наше взаимодействие на более высокий уровень, опираясь на реалии современной жизни.

 

О служении нашего духовенства можно говорить много, прежде всего расскажу о работе с молодежью, как о приоритетном направлении.

 

Традиционными стали молодежные слеты, в которых как раз участвуют дети из разных районов, общаются друг с другом. Последний слет прошел совсем недавно, в марте этого года. За три года в слётах приняли участие 300 человек. Трехдневная программа включает в себя встречи и беседы со священнослужителями, занятия по командообразованию, спортивные мероприятия и др. В эти три дня ребята активно общаются между собой, расставание бывает очень трогательным. Такой опыт общения находит продолжение в их дальнейшей общественной жизни. Следующий этап взаимодействия - это летние лагеря, которые мы проводим. Где мы так же предлагаем детям насыщенную программу. Одним из таких интересных моментов стало участие детей из смены 2014 года в реставрации храма в с.Солодники. По окончании смены они сказали, что это стало для них одним из самых ярких впечатлений. Слава Богу, храм в конечном итоге удалось восстановить, в ноябре этого года мы его освятили, и многие из этих детей побывали на освящении. Убежден, что это останется в их сердце на всю жизнь.

 

Слеты и лагеря приводят к тому, что у нас на приходах в городе и области образуются приходские молодежные активы. На приходах Астраханской области уже 15 таких активов, количество участников достигает 500 человек. Проводятся различные молодежные акции: пробежки, велопробеги, экологическая акции. Это находит отклик в наших детях, очень важно эту работу начинать со школ в сельской местности, когда эти дети поступают в ВУЗы Астрахани, они попадают в продолжение своих общин.

 

Уже много здесь говорили о «Русских Вечёрках», которые стали традиционными, благодаря клубу «Покров» в Астрахани. Но хочу сказать о том, что проект расширяется именно за счет районов. В Ахтубинском районе мы провели мастер-класс от активистов клуба, и в разных селах Ахтубинска прошли традиционные вечёрки. Молодежи очень нравится, причем, обратите внимание, молодежи совершенно разнойи в этническом, и в конфессиональном смысле. На Масленице 2016 года собралось больше 600 человек. Это работа, которая требует продолжения, требует объединения  усилий и поддержки. На мой взгляд, это наш потенциал.

 

Ещё одно крупное мероприятие прошло у нас в прошлом годув Пасхальный период – мотопробег «Мы – наследники Великой Победы» от Ахтубинска до Мамаева кургана. Были приглашены мотоциклисты из разных регионов нашей страны. Главная идея заключалась в том, чтобы пообщаться с молодежью, с детьми именно в сельских населенных пунктах. Когда такие крепкие трезвые мужчины выходят и говорят о патриотизме, говорят о героизме в прошлом и современности, это находит отклик. Поучаствовало в этом мероприятии в общей сложности 1000 человек. В этом году мы повторим мотопробег, собираем заявки. На данный момент их около 30 из разных районов. Считаю, что этот проект актуален и может стать объединяющим началом для нашего региона, с помощью него можно продолжать многие и многие интересные идеи нашей молодежи и подрастающего поколения.

 

Хочу обратить внимание на то, что эти проекты не требуют колоссальных затрат, и вполне воплотимы даже в современных непростых условиях. Отдельного рассказа заслуживает социальная работа на наших приходах, но это требует большего времени.

 

Перейду к конкретным выводам и предложениям. Считаю необходимым составить обращение от этноконфессионального совета ко всем общественно-политическим силам о необходимости ответственных выступлений в предвыборных кампаниях, исключающих игры на межэтнических и межконфессиональных проблемах, еще раз призываю всех обратить на это внимание. Возможно, от нас должно прозвучать какое-то общее заявление, потому что такие тенденции есть. Безответственные популистские выступления задают некую напряженность.

 

И второе. Это уже Александр Александрович озвучил: появление новой предметной области в школах – «Основы духовно-нравственной культуры народов России». При Министерстве образованияу нас создан межконфессиональный совет, там мы об этом говорим. Это как раз та предметная область, на основе которой можно организовывать взаимодействие между разными районами нашей области и развивать так называемую экскурсионную педагогику.  Я думаю, что в  каждом районе у нас есть, что показать. К сожалению, пока наши педагоги и руководители образовательных учреждений не умеют правильно с этим работать. Считаю, можно провести отдельный семинар для руководителей муниципальных образований, чтобы руководители образовательных учреждений понимали, насколько это актуально, как это можно использовать. Развивая краеведение, мы сможем развивать общение внутри нашего региона.

 

Третье. Предлагаю организовать лагерь или слёт верующей молодежи под эгидой Администрации губернатора и межконфессионального совета. Давайте об этом подумаем. Мне кажется, верующей молодежи стоит пообщаться между собой, стоит хорошо и качественно рассказать им об иных религиозных традициях с авторитетных точек зрения.

 

Спасибо за внимание.