Проповедь в День всех Святых

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня в первую неделю после Пятидесятницы, то есть в первое воскресенье после Дня Святой Троицы, мы с вами чтим память всех святых. Поминовение всех святых угодников Божьих вместе установлено издревле, начиная с пятого-шестого века. Нам известны и проповеди в этот день, и какие-то богослужебные отрывки, посвященные этому дню, и совершенно неслучайно, что в конечном итоге празднование этого дня, который в разное время праздновался в разные дни, установилось в первое воскресенье после Дня Святой Троицы. Неделю назад мы с вами вспоминали, как Дух Святый сошел на апостолов, как зародилась Церковь земная. Она воссоединилась с Церковью Небесной, и сегодня мы чтим всех тех, кто сподобился так прожить жизнь на Земле, в Церкви земной, чтобы войти во славу Церкви небесной.

 

Мы сегодня чтим всех святых угодников Божьих, мы знаем тех из них, кого прославил Господь еще при жизни или после их блаженной кончины. Но поверьте, тех, кого мы сегодня чтим, гораздо больше. Это те люди, кто в  своей посмертной участи сподобились Царствия Небесного. Мы не знаем посмертной участи наших близких, молимся за них всегда, но я убежден, что тех, кого Господь принимал в свою небесную обитель, всегда было очень много. 

 

Сегодняшний день - это некий ответ, результат Дня Святой Троицы. Можно сказать, что в День Святой Троицы был заложен малый росток, и этот малый росток за всю двухтысячелетнюю истории Церкви пророс, напитанный светом, принес обильный плод в лицах святых угодников Божьих. И каждый раз, когда мы с вами читаем житие того или иного святого, каждый раз, когда мы обращаемся к ним с молитвой, мы должны помнить о том, что святыми не рождаются, что святыми становятся. Мы должны помнить о том, что святость есть непременная задача, святость есть неизменная цель жизни каждого из нас здесь стоящего.

 

Сегодня, в эти летние дни, мы часто видим наших детей, которые закончили школу, уходящими во взрослую жизнь.  Возьмите свои выпускные альбомы, вспомните, как у кого сложилась жизнь – вроде бы все одинаковые, выросли все в более или менее одинаковых условиях, учились в одной школе, десять лет сидели за одной партой, нокак по-разному сложилась у всех жизнь. И когда мы сегодня говорим о святых угодниках Божьих, нужно понимать, что они вышли из нашей среды, среды людей грешных, среды людей, стесненных грехом, немощных. Но чем же они отличаются от нас? И сегодняшнее Евангелие нам очень хорошо об этом говорит, оно как бы составное – это чтения из нескольких мест Евангелия от Матфея, где говорится о главном, что дает человеку возможность, быть Богоподобным.

 

Господь говорит о тех, кто достоин Его: тот, кто отвергается себя, тот, кто безропотно несет свой крест, тот, кто в своей жизни знает не то, чтобы свое место, но знает свое сердце, познает себя.

 

В эти дни как-то невольно задумываешься над тем, что тебя в жизни окружает, и сегодняшнее Евангелие заставляет нас задуматься над этими кому-то может показаться жесткими словами: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10, 37). Мне кажется, это очень жестокие слова, но Господь говорит ведь не о том, что вы должны отказать своим детям в любви, а Господь заставляет нас задуматься о том, на что мы направляем силу своей жизни.

 

Посмотрим на свою жизнь, братья и сестры. Как мало мы переживаем о своем внутреннем духовном состоянии. Понаблюдайте один день, чем заполнен он был, я даже не говорю о делах, - чем были заполнены мысли, переживания? Мы с ужасом для себя можем обнаружить, что мы иногда в течение дня и не мыслим о том, что в конечном итоге умрем, о том, что должны стремиться в Царство Небесное, о том, что в конечном итоге нас ожидает некое иное измерение судеб.

 

Один из недавно прославленных святых описывает ситуацию с ним случившеюся. Он увидел котенка, который был болен какой-то болезнью, и он, искренне сожалея о всякой твари, решил его перекрестить, произнеся некую такую молитву Богу, чтобы Господь ослабил его страдания. Такое доброе, хорошее желание. И когда он это сделал, ничего не произошло, ничего не изменилось. Внутренне он как-то возроптал, а потом его посетила глубоко покаянная мысль, он сказал: «прости меня, Господи, за мою немощь, за мою недостаточную веру». И как только он внутренне покаялся, немощный котенок вдруг стал спокойно и ровно идти. Продолжая свою мысль, он говорит, что Господь близко к каждому из нас, но, к сожалению, мы не всегда Бога впускаем в свою жизнь. Вроде бы приходим в храм, собираемся в церкви, даже молимся, причащаемся, но Господа в сердце не впускаем, не впускаем этот свет, который должен высветить нашу жизнь, не впускаем иногда, потому что боимся, боимся своей немощи, не впускаем, потому что не хотим трудиться, потому что все мы сегодня больны этой духовной леностью, расслабленностью. Как нам тяжело подняться на всякое доброе дело, на молитву, некое духовное чтение, как нам тяжело даются сегодня все наши попытки духовно рассуждать и духовно жить.

 

В своем предсмертном дневнике Иоанн Кронштадский писал много проникновенных слов. «Ну как же так, я столько сил трачу на какие-то внешние дела, а меня снова и снова не хватает, чтобы приложить снова и снова силы делам внутренним, духовным». Если мы просеем свою жизнь через сито сегодняшних Евангельских школ, то увидим мы, что все наши помышления о дневном и конечном, вроде бы благие и хорошие иногда, и о детях бывает, и о родителях бывает забота, все это нужно, но если это несоразмерно нашим переживаниям духовным и внутренним, все тщетно, все это бесполезно, ничего не поменяется. И пусть сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, всех нас побудит хотя бы к малым духовным делам, внутренним духовным переживаниям и рассуждениям.

 

Иоанн Кронштадский в своих дневниках непрестанно просит у Господа прощения: где-то он обиделся на кого-то, где-то осудил, и каждый раз он пишет о том, что получает от Господа некий ответ, и он четко следит за своим внутренним сердечным состоянием, именно поэтому мы его знаем, как одного из самых величайших святых XX века.

 

Братья и сестры, пусть вот эти внутренние переживания, о том какое место Господь занимает в нашей жизни, будут главенствовать над всеми другими переживаниями, часто пустыми, совершенно ненужными, они ничего не меняют. Сегодняшний информационный фон так обволакивает человека, что создается иллюзия, что он соучаствует в каких-то процессах, но это обман, всего лишь обман. Если вы выключите все источники информации на неделю, и через неделю включите, вы увидите, что от вашего отсутствия в этом информационном потоке, мире, совсем ничего не изменится, мир будет продолжать жить своей жизнью. Но уверяю вас, если соль, по слову евангельскому, перестает быть соленой, то ее остается только выкинуть вон на попрание людям. Соль – это мы с вами, это те, кто собирается в храмах, и нам с вами нельзя терять духовное измерение и содержание нашей жизни.

 

Посему, братья и сестры, главное, что мы должны делать в этой жизни - предстоять перед Богом, стараться жить так, чтобы Он снова и снова входил в нашу жизнь, стараться мыслить не о житейских делах, а о том, каково наше сердце, чтобы Господь вразумлял и научал нас, чтобы видели мы свои немощи. Наверное, это и есть точка опоры, отталкиваясь от которой мы можем хоть чуть-чуть двигаться к Богу.

 

Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас, и пусть святые угодники Божьи, которые окружают нас, наши небесные покровители, будут для нас примерами в жизни. Будем брать с них пример в их смирении и кротости, в их стремлении к Богу, в их молитве, в их желании отсечь от своей жизни все ненужное, все лишнее и всех себя  устремить ко Господу.

 

Богу нашему Слава, всегда и ныне и во веки веков!

Аминь.