Проповедь в День Святго Духа

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы с вами впервые в этом втором кафедральном соборе совершаем такую сводную службу. Очень отрадно, что собираемся мы именно в такой день, когда Церковь воспоминает сошествие Духа Святого, продолжает вспоминать это событие, продолжает вспоминать День Рождения нашей святой соборной и апостольской Церкви. И, наверное, лучшим выражением этого дня, этого события является совместное богослужение. Вчера во всех приходах нашей епархии прошли богослужения, все любят этот день, много было и прихожан и причастников. Я рад всех вас сегодня здесь приветствовать и благодарю за то, что мы сегодня собраны милостью Божией. Собраны мы, конечно, по поводу – у нас сегодня епархиальное собрание, хотя знаете, слово «собрание» хочется все время заменить. «Собрание» всё-таки слово, пришедшее к нам из светского языка, из какого-то знаете лексикона жизни обычно светских организаций, а Церковь Христова на земле – это именно Собор верующих во главе с Господом нашим Иисусом Христом, Собор нас, живущих здесь на землев Церкви небесной, наполняемой ангелами, святыми-угодниками Божьими. И, конечно же, мы всегда радуемся этой возможности собраться вместе. Но такое дивное качество церкви, как соборность, оно очень глубокое и очень непростое, это не только некое собрание людей.  

 

Соборность – это способ сохранения истины в Церкви, соборность – это всегда стремление к единомыслию, соборность – согласие, и наша Церковь основывается, содержится только на этих началах. Сегодня, мы, к сожалению, видим, как эти начала претерпевают искушения в Церкви Православной. Мы видим, к сожалению, и вынуждены об этом говорить, что среди поместных церквей не удалось явить соборность, не удалось явить согласие, в конечном итоге тот Собор, который был создан сохранить единство, как раз и превратился в собрание некоторых поместных церквей. И это очень печально, но это, наверное, некоторая характеристика нашего времени, характеристика всех нас в конечном итоге, и не надо думать, что вот кто-то там где-то там не хочет проявлять Соборность. Давайте начинать винить себя, давайте спросим себя, насколько мы все с вами всегда являем единство, насколько мы с вами живем, действительно, единым духовным порывом, насколько мы с вами единомыслимы, насколько мы с вами к этому единомыслию стремимся, насколько мы с вами прилагаем труды, чтобы сохранить мир и любовь внутри нас и между нами. Если мы посмотрим на себя и на свое сердце, то мы увидим, что не всегда так бывает, а церковь Христова – это единый организм, поместные церкви – это лишь некое земное административное разделение, мы действительно одна Церковь. А если мы одна Церковь, то то, что происходит где-то там, в далеких от нас местах, в поместных церквях, и как в одном организме бывает так, что что-то в нем не так, что-то в нем болит, расстраивает, что это не касается других, наверное. Так не бывает, мы говорим: «человек болеет», и если вот так происходит, значит Церковь наша болеет, и мы с вами, тоже, часть этой болезни.

 

Поэтому я призываю всех нас сегодня вознести слова нашей молитвы о том, чтобы всё-таки единомыслие восторжествовало, о том, чтобы мы не потеряли нашу соборность, чтобы нас прежде всего хватало на единомыслие и любовь.

 

Мы сегодня с вами слушали Евангелие от Матфея и там есть удивительные слова о том, что: «когда двое или трое совещаются между собой», в русском переводе говорится просят, а не совещаются, «то получат они по прошению их». «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Мф. 18:20), говорит Господь.

 

Мы сегодня собраны с вами, чтобы совещаться, чтобы вместе приходить к каким-то решениям. Это не всегда легко, потому что каждый из нас имеет естественно свое мнение, но в церкви все наше личное должно быть подчинено общему Благу, в церкви это должно быть особенно ярко выражено.Мне хочется, чтобы благодать Божия действовала в наших сердцах, чтобы нам было легче преодолевать свое «Я», чтобы нам было легче соглашаться, даже тогда, когда нам кажется, что это неправильно, чтобы нам было легче жить в духе любви, Богом данной свободы и соборности церкви.

 

Богу нашему Слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь