Творчество как соработничество Бога и человека

 

 

 

В 2015 году отмечается 175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского – гения русской музыки, композитора, педагога, дирижёра. 

 

Творческий мир Чайковского разнообразен и многогранен: тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, симфоний, камерных произведений, выступил новатором в области балета – впервые именно музыка является главным компонентом балетной драматургии.

 

Творческий облик композитора невозможно представить себе без основных вех его жизненного пути.

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в г. Воткинске в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. В семье родителей музыку любили: мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера.

 

Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 Чайковский учился в Училище правоведения, затем служил в Министерстве юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора.

 

Лишь в 1861 году Петр Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом Петербургской консерватории. А. Г. Рубинштейн, его учитель, высоко ценил талант ученика. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» к драме Александра Николаевича Островского, «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости», камерные произведения.

В 1866-1878 гг. Петр Ильич Чайковский преподает в Московской консерватории, выступает в печати в качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах. Его личная жизнь не складывалась. В 1877 году он женился на А. И. Милюковой. Брак этот оказался крайне несчастливым.

 

В том же 1877 году произошло знаковое событие, определившее дальнейшую судьбу Петра Ильича: его взяла под своё покровительство Надежда Филаретовна фон Мекк – одна из самых богатых женщин в России, ценительница музыки и почитательница таланта Чайковского. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся. До 1890 года она фактически содержала композитора, благодаря чему он мог спокойно жить и заниматься одним лишь творчеством. Именно в этот период и создаётся большинство его произведений.

 

Во второй половине 1880-х началась дирижерская деятельность Чайковского. В качестве исполнителя собственных произведений он посетил Германию, Австро-Венгрию, ФранциюАнглию, Швейцарию, США. Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием его творчества. В 1892 году Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, в 1893 - почетным доктором Кембриджского университета.

 

«Симфония № 6, «Патетическая» (1893) - последнее и одно из самых ярких и автобиографичных произведений композитора, утвердившее его место среди крупнейших симфонистов мира. Симфония поражает своей многоплановостью, совершенно новым композиторским языком.

Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы: композитор внезапно заразился холерой и умер 6 ноября 1893 года,  через несколько дней после того, как дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге.

 

Чайковский был верующим человеком. «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений… о, всё это я очень люблю, это одно из величайших моих наслаждений!» — писал он Н. Ф. фон Мекк 29 ноября 1877 г. Следует отметить, что для церковно-певческого дела в России, как в практике исполнения, так и в сочинительстве, до конца 1870 гг. был характерен утвердившийся на рубеже XVIII—XIX веков концертный «западно-итальянский» хоровой стиль. Вкусы православных прихожан формировались произведениями  Дмитрия Бортнянского и других композиторов, сочинявших духовную музыку в итальянской или немецкой традиции.

 

Пётр Ильич высказывался о «слащавом стиле» этих произведений, что «мало гармонировало с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы».

Чайковский стремился внести собственный вклад в национальную духовную музыку: «Я хочу не столько теоретически, сколько чутьем артиста до некоторой только степени отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма». В основе сочинения и исполнения церковной музыки, по его мнению, должны быть ясность, искренность и сдержанность выражения, рождающие благоговейное восприятие.

 

Литургия Иоанна Златоуста, написанная Петром Чайковским, впервые прозвучала в киевской университетской церкви в апреле 1879 г. При жизни композитора это было единственное исполнение во время церковной службы, а 21 ноября 1880 г. она была исполнена хором П. И. Сахарова в Москве на закрытом духовном концерте в зале консерватории в присутствии Московского митрополита Макария, который одобрил как само сочинение, так и исполнение. Для широкой публики новое произведение Чайковского было исполнено тем же хором на экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря того же года.

 

В своём творчестве Чайковский затрагивает «вечные» темы, среди которых особое место занимает тема взаимоотношений Бога и человека. Постоянно обращаясь к духовной музыке, Чайковский цитирует её в своих произведениях. В начале «Увертюры 1812 года» звучит мелодия тропаря «Спаси, Господи, люди твоя…», затем встречается мотив гимна «Боже, Царя храни…». Это ярко показывает уклад русского воинства, с молитвой и верой, с любовью к Государю и Отечеству уходившего на защиту родной России. В Шестой симфонии, в ключевом эпизоде первой части, где по образной сфере предполагается смерть некоего великого героя, звучит в оркестре краткая цитата кондака «Со святыми упокой…», словно показывающия, что жизнь человека вверена воле Творца.

 

Автору данных строк приходилось участвовать в исполнении некоторых симфонических, хоровых и инструментальных произведений Петра Ильича. И всякий раз при исполнении чувствуется необыкновенная сила духа, безупречная логика и живая палитра образов, чувств и переживаний, которые заложены в каждом таком шедевре. Музыка Чайковского затрагивает самые глубинные струны человеческой души. Это можно утверждать на основании многих фактов, но приведём лишь один из них. Всякий раз, когда нам приходится слушать или играть Шестую симфонию, независимо от расположения духа, абсолютно без всякого предварительного специфического настроя на музыку, непременно из глаз сами собой катятся слёзы. Происходит это оттого, что понимаешь, какой великий дар Божий есть человеческая жизнь, которую дал нам Творец и Создатель Господь, как она неоднозначна, удивительна, многогранна: одновременно счастливая и, вместе с тем, драматичная.

 

В Автографе Симфонии, который нам пришлось видеть в Доме-музее композитора в Клину, на первой странице рукописи сделана следующая авторская ремарка: «Господи, благослови!». А на последнем листе читаем следующее: «Господи, благодарю тебя! Сегодня 24 Марта (1993) кончил черновые эскизы вполне!!!». Это позволяет делать выводы о том, что сам процесс творчества не единоличен, но каждое произведение мастера есть совместный творческий акт человека и Бога.

 

Много других моментов из жизни и творчества маэстро можно ещё перечислить, но в рамках данной статьи этого сделать не представляется возможным, и наша задача – лишь позволить читателю немного прикоснуться к описываемой теме, к творчеству величайшего гения русской музыки Петра Ильича Чайковского.

 

Диакон Всеволод Гонцов

преподаватель Астраханской Государственной Консерватории