Иерей Александр Ковылин.

 

"Будущее закладывается сегодня"

 

В свое время канцлер Германии Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы – войны выигрывают школьные учителя и приходские священники. Две эти ипостаси служения людям объединил в себе священник Александр Ковылин – руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. С рядом актуальных вопросов, находящихся на стыке религии и образования мы обратились к отцу Александру.

 

- Отдел религиозного образования и катехизации -  это отдел епархии, проводящий работу по духовному образованию детей и взрослых. Расскажите о своей работе, о своих заботах, об основных целях и задачах, стоящих сегодня перед вашим отделом.

 

- Отдел прежде всего ставит своей целью координацию работы всех благочиний и приходов Ахтубинской епархии в срезе религиозного образования и катехизации. Главная задача - формирование стратегической линии развития религиозного образования, выработка основных правил и актуальных вопросов этого процесса. И конечно, сфера интересов простирается достаточно широко: прежде всего, предполагает сотрудничество с государственными образовательными организациями в плане выбора модуля ОПК в предмете ОРКСЭ, организацию совместных мероприятий. В частности, планируем разработать тематику классных часов, на которые будут приходить священники и проводить работу по воспитанию и приобщению учащихся к традиционным духовным ценностям. Также в сфере интересов отдела катехизации работа с прихожанами, попытка оказать помощь тем, кто имеет интерес к более глубокомувоцерковлению. Через помощников благочинных будут организовываться катехизаторские курсы, приходское консультирование, евангельские кружки. И основное направление деятельности – организация и упорядочивание работы воскресных школ, которых у нас на сегодняшний момент насчитывается 17. Это только половина приходов. То есть предполагаем расширение сети воскресных школ.  Главная же задача, конечно, не только расширение, но и повышение качества работы. Сейчас принят стандарт и положение о работе воскресных школ,которые станут главными нормативными документами, при помощи которых мы будем регулировать и налаживать работу воскресных школ на приходах.

 

- Что вы считаете главной, насущной задачей, стоящей сегодня перед православным образованием?

 

- Я думаю, здесь нужно выделить две самые главные задачи. Первое, это помощь в воцерковлении, прежде всего, прихожан, через более углубленное изучение церковных преданий, через работу воскресных школ. Настоящий христианин должен быть не просто крещеным, но и понимать суть и жизнь церкви. Вторая задача - организация сотрудничества с государственными органами: управлением образования, с государственными образовательными организациями. Важно действовать с ними сообща: оказывать помощь, вести совместную работу.

 

- Какое место занимает, по Вашему мнению, курс «Основы православной культуры» (ОПК) в общем наборе школьных предметов? Какова его роль в контексте всей школьной программы?

 

- Роль его, без сомнений, важна, так как через этот предмет происходит приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям. Но так как ОПК преподается только в 4-м классе, то его воздействие на школьников ограничено. Введение же и полноправное вхождение в жизнь школы такого предмета как «Основы духовной и нравственной культуры народов России», который будет преподаваться с 5 по 9 или даже 11 классы, предполагает, повышение коэффициента полезного действия. Чтобы от предмета была польза, он должен преподаваться на протяжении нескольких лет.  Это должна быть целенаправленная ежегодная работа. 

 

- В чем лично Вы видите цель преподавания этого предмета в общеобразовательной школе?

 

- Я вижу здесь культурологическую цель. Она определяющая в этом направлении, потому что в прямом смысле и в полной мере обучение религии происходит на территории храма и воскресной школы. Задача предмета основы православной культуры не обучение религии, а культурологическое приобщение для того, чтобы помочь подрастающему поколению в своей идентификации с российскими, русскими традициями или традициями своего народа, то есть в зависимости от модуля. Образно говоря, чтобы христиане   знали о православных традициях, а мусульмане - о традиционном исламе. В том числе, важно оградить будущих взрослых людей, в которых дети   превратятся, когда вырастут, от воздействия вредных чужеродных элементов. Ведь фанатизм и терроризм подаются обманным путем: утверждается, будто бы они традиционны в религиозной культуре, но это не так.

 

- В каком состоянии сейчас находится преподавание Основ Православной Культуры в регионе епархии?

 

- Весьма разнородно. Здесь осуществляется такая географическая зависимость: чем севернее район, тем больше процент выбора предмета основы православной культуры. То есть в таких районах как Черноярский, Ахтубинский и г.Знаменск процент высокий и даже по Черноярскому достигает 80%. От года к году цифры колеблются, но держатся около 70-80%. Ахтубинский район - в пределах 30%. По г.Ахтубинску - более 40%. А на юге, в таких районах как Наримановский или Красноярский, этот процент, как правило, значительно меньше. Мы сейчас разбираемся, пытаемся понять, с чем связана такая зависимость и неоднородность.

 

- Каковы итоги первых лет преподавания модуля «Основы православной культуры»? Какие достижения и какие трудности Вы могли бы отметить?

 

- Благодаря усилиям руководства епархии, отдела образования удалось переломить, изменить главный момент- распространение предмета в школах. Дело в том, что появление в епархии преподавания предмета ОПК и даже по северным районам процент выбора его, находились на нуле. В этом плане удалось в корне переломить ситуацию: достигнуть главного, того, что родителям было предоставлено действительно право выбора.

 

-  В среде родителей зачастую бытует убеждение, что «веру нельзя навязывать», «ребенок должен сам выбирать себе религию, когда вырастет». На этом основании они отдают предпочтение наиболее «нейтральному» модулю- светской этике. Как вы можете прокомментировать такой подход?

 

- Вопрос навязывания – это вопрос диалектики. Можно привести противоположный тезис. Как раз решение родителей, что детям рано об этом говорить, и есть навязывание своей определенной, взрослой, мировоззренческой позиции. Наверное, вопрос ставится о не навязывании тогда, когда дети знают, что хотят и делают выбор. Когда ребятам говорят, что   есть такой вариант и есть другой, мы им всю палитру рисуем. Предлагается объективная картина, и тогда дети выбирают осознанно. А когда мы говорим школьникам: «Рано», это и есть навязывание своего мнения. Тем более, модуль не есть в прямом смысле обучение религии. Поэтому те знания, которые преподаются учащимся, не подразумевают под собой религиозной практики. Это можно объяснить на примере футбола. Если ты разбираешься в футболе, во всех его правилах, тонкостях, статистике, это ещё не означает, что ты профессиональный футболист. Так и здесь, если ребенок разбирается в неких основах религиозных верований, в каких-то культурологических аспектах религии, это совершенно не означает, что он верующий человек. Поэтому вопрос в информировании, в создании полноценного гармоничного воспитания. Предмет ОПК и есть один из элементов этого гармоничного воспитания личности. Это не о том, что кто-то куда-то насильно загоняется. В современном мире, а он так устроен, что никого нельзя и не надо никуда загонять,потому что насилие над личностью – это как раз признак несвободы. Конечно, такое действие контрпродуктивно, поэтому вопрос об этом и не ставится, а заключается в информационной просвещенности, приобщенности к определенной традиции.

 

Беседовал Александр Сатин