Что значит прощение грехов? Что значит истинное покаяние? Это значит, что в человеке должна произойти некая перемена. Человек должен стать другим, он должен стать лучше. А мы с вами знаем, что из года в год, приходя в храм, от исповеди к исповеди, мы не замечаем в себе этих духовных перемен. В чем же причина?

Одна из главных причин - «вирус», которым «заражен» каждый из нас. Имя ему - лицемерие. Этот недуг, который, по слову преподобного Иоанна Лествичника, является плодом самомнения, чуждого нищете духовной, охватывает наше сердце в эти дни особенно потому, что весь строй сегодняшней жизни в миру направлен на то, чтобы человек из себя что-то представлял.

Но значит ли это, что мы сегодня можем поддаться своей немощи? Сказать, что мы ничего не можем, у нас нет примера? Нет. По одной простой причине: подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, тех, кого мы сегодня прославляем, был не просто подвигом их личной жизни. Это был подвиг Церкви. Если мы с вами Церковь, это значит, что мы можем и имеем возможность почерпнуть из их подвига силы, чтобы нам сегодня не превратиться в эту безликую, инертную массу, унылую, вечно жалующуюся на жизнь и обстоятельства. Мы должны сегодня смотреть в глаза новомученикам и исповедникам, на их образы, и благодарить их за то, что мы сегодня имеем возможность свободно молиться в нашей Церкви, и чувствовать ответственность за то, ради чего они отдавали свою жизнь.

Сегодня мы, как никогда, ощущаем себя единым Телом Христовым – Церковью. Мы все сегодня ищем прощения и желаем простить. Как бы это иногда ни было трудно, наша молитва и искреннее желание переживать присутствие Господа в жизни придадут нам сил сказать сегодня эти важные слова: «Простите и прощаю».

 

Мне сегодня радостно, что мы с вами собрались в нашем храме для соборной молитвы, для Причастия. Единственная сила, которая заставляет людей вот так преодолевать расстояния, непогоду, преодолевать свои немощи для молитвенного общения – это любовь. Это главное содержание нашей веры. Я благодарен Вам, дорогой владыка, за то служение, которое некогда стало главным содержанием Вашей жизни – служение милосердия, служение любви. Вашими трудами, трудами Ваших соработников Церковь наша приумножается. Мне кажется, нашей Церкви очень не хватает этого духовного вектора, который направлен на дело не только связанное с молитвой, постом и богослужениями, но на дело, связанное со служением ближним. 

 

Мы настаиваем на том, что Украинская Православная Церковь есть неотъемлемая часть Русской Православной Церкви, несмотря на изменение границ, несмотря на то, что сегодня наши страны находятся в некоем конфликте. Мы говорим о том, что наша духовная связь – это практически все, что осталось от связи с братским украинским народом.

 

И поэтому мы так держимся за это единство, именно поэтому мы готовы его отстаивать, именно поэтому мы с надеждой смотрим на наших Украинских братьев и сестер, молимся о них за каждой Божественной литургией. Молимся о том, чтобы Господь даровал им сил, чтобы в сердце своем сохранять это единство. Совсем недавно, летом, я имел возможность сослужить с некоторыми архиереями Украинской Церкви. Меня поразила их стойкость, отсутствие страха и понимание того, что правда за ними. Они делают свое дело, не занимаются политикой, молятся Богу и просят Украинское государство только о том, чтобы оно не вмешивалось в дела Церкви.

Христос умер за грехи наши и дал нам возможность перестать быть рабами своих страстей, стать, наконец, свободными. Это основа нашей хвалы, это то, чем мы можем хвалиться. Но хвалиться мы можем только в том случае, если, по евангельскому слову, отвергаемся себя, берём крест свой и следуем за Христом (Мк. 8:34).

В нашей многомятежной жизни возникает большое количество трудностей и скорбей. Мы часто ошибочно думаем, что через них совершается дело нашего спасения. Мы забываем о том, что причиной этих трудностей, которые мы испытываем, будь то потеря здоровья или расстройство наших отношений с самыми близкими людьми, являются наши страсти, наши грехи. Мы просто пожинаем плоды нашей греховной жизни. И не надо строить иллюзий, что любая скорбь есть спасение.

Деторождение - это способ умножения любви, это исполнение заповеди. Отказ от деторождения - это отказ от любви к ближнему в пользу любви к себе, это эгоизм. Мы знаем, что бывают разные ситуации, что Господь не даёт детей или не складывается супружество. По-разному в жизни бывает, но мы не считаем, как в древнем Израиле, что отсутствие детей есть некое проклятье, нет. Мы говорим лишь о том, что Господь нам заповедовал определенный принцип жизни. Когда два человека, один мужчина и одна женщина, связывают свои жизни один раз и на всю жизнь, и в этом счастливом союзе начинают рождаться дети как плод их любви - это замысел Божий о жизни людей.

Без сегодняшнего утопания апостола Петра в Галилейском море не было бы его Фавора, не стал бы он свидетелем Преображения Господня и не коснулся бы его Фаворский свет, не увидел бы он божественную природу Богочеловека и не сказал бы: "Господи, хорошо нам здесь быть". 

Это связанные вещи: дерзновенная вера, молитва и ответ Бога на молитву. Сегодняшний праздник в конечном итоге об этом - о дерзновении веры, которое человек поддерживает молитвой, т.е. собеседованием с Богом

 

Не случайно восприемники становятся родными. Это способ увеличить семью. Именно поэтому, несмотря на то, что по правилам Церкви достаточно одного крестного, у нас их чаще двое. В Украине - по пять, десять человек. Но, к сожалению, крещение сегодня у нас приобрело некий частный характер. Крещение новых членов Церкви перестало быть событием всей Церкви, мы перестали это ощущать как радость для всех и каждого.

Остановитесь. Что вы делаете? Мы помним вас счастливыми. Мы знаем, что вы способны быть счастливыми". Если все вокруг - родители, друзья, дети - так скажут, то, поверьте, брак сохранится. Потому что этот период охлаждения не может быть долгим, он проходит. Наступает новый период, и можно начать сначала. На основании всех тех добрых воспоминаний, которые есть.

Проповедь в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

 

И пусть имя Христово всегда будет в наших сердцах. И чтобы пастыри имели ту же ревность, то же дерзновение в молитве своей, а миряне наши боголюбивые имели такое доверие к Богу и церкви, чтобы мы все вместе были той самой пшеницей, которые перемалывают жернова мира и чтобы становились мы живым и чистым хлебом Божиим.

24.12.2017

С каким усердием мы устремляемся исполнить то, что Господь повелевает нам? Да, мы с Вами, те самые званные люди, потому что просвещены светом святого крещения и вроде бы как откликнулись на призыв Божий. Этого очень мало. Потому что, много званных, но очень мало избранных. Очень мало тех, кто действительно не просто откликнулся, а пришел, понудил себя на подвиг веры, поменял свою жизнь устремляясь за Богом и молимся мы сегодня Господу Богу сегодня прежде всего о том, что бы наша немощь и нерадение преодолевались, чтобы вера наша не была лишь внешней, а выражалась в наших делах веры, чтобы нас хватало что бы, каждый раз, когда слышим в своем сердце призыв Бога. А что это? Это совесть, которая начинает в сердце двигаться. Это и есть голос Божий в нас. 

Проповедь в день празднования памяти святителя Николая, епископа Мир Ликийских, Чудотворца.

19.12.2017

19 декабря на престольный праздник в храме святителя Николая Чудотворца в п.Капустин Яр совершил Божественную Литургию епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. Во время службы архипастырь обратился к пастве с проповедью, посвященной подвигу святителя Николая Чудотворца.

08.12.2017

Сегодня, молясь перед этим дивным образом, помолимся прежде всего о том, чтобы каждый раз, когда нам снова захочется вырваться из объятий Матери Божией, у нас хватало сил и смирения делать не так, как нам хочется, а так, как нам велел Господь. Чтобы хватало сил на то, чтобы не нанести Ей очередную рану, а просто побыть рядом. Да, действительно, это тяжелый, непростой путь, но Матерь Божия -  утешение наше и в скорбях, и в трудностях. И даже если мы снова и снова не справляемся, у нас всегда есть возможность вернуться в Ее объятия, получить прощение, получить утешение.

Проповедь в день памяти свт. Иоанна Златоуста

26.11.2017

Я призываю вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, в преддверии Рождественского поста обратить свои взоры на сочинения святителя Иоанна Златоуста. Сейчас, когда все нам доступно – грамоту мы разумеем, и можем одним нажатием кнопки увидеть перед собой обширную библиотеку, мы пренебрегаем этим. Тем самым пренебрегаем своим спасением. Мы рассуждаем, что и как. Но все давно сказано. Как жить, как спасать свою душу. Человек за полторы тысячи лет очень мало изменился.

Жизнь человека всегда имеет несколько измерений. И одно из них – это то служение, которое, каждый человек несет в своей жизни. Сегодня под впечатлением от посещения Святейшим Патриархом Кириллом Ахтубинска и Астрахани мне хочется сказать несколько слов о тяжести несения патриаршего креста.

19.09.2017

Мы немощны, действительно немощны. Но если ветхозаветному человеку не на что было опереться, чтобы преодолеть эту дьявольскую власть над собою, то у нас с вами есть обильная, преизбыточная благодать Божия, которая дается нам в Таинствах Церкви, если веруем мы крепко в силу Божию, веруем, что каждому из нас в крещении дается Ангел Хранитель, который непрестанно пребывает радом с нами (не случайно и в утренних, и в вечерних молитвах есть отдельная молитва Ангелу Хранителю нашему), если веруем и имеем мужество для борьбы.

Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. Слово на рукоположение диакона Михаила Иванникова в иерея

23.07.2017

Господь ходит среди нас, исцеляя всякую язву в людях, обращается к нам. Но видим мы по примеру тех слепцов, что для того, чтобы произошло исцеление, нужна вера. И Господь говорит: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). И если будем хоть сколько-нибудь веровать, Господь исцелит нас от наших настоящих недугов и язв. Только надо просить об этом.

Проповедь в День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

12.07.2017

Наше апостольство должно быть в нашем глубоком смирении, в нашей тихой сердечной молитве друг за друга и за всех людей в мире, сердец которых пока еще по тем или иным причинам Господь не коснулся, возможно, потому, что для этого конкретного человека, не знающего еще дорогу к храму, не нашлось вот такого другого, у которого так горит огонь веры в сердце, что он зажжет его в сердце неверующем.