Проповедь в день памяти Архистратига Михаила и воспоминания чуда в Хонех

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

 

 

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня, совершая память Архистратига Божия Михаила, мы прославляем того, кто стал военачальником небесных сил. Военачальником в той самой брани «вовремя оно», вовремя, которое нам неизвестно. Согласно преданию он сокрушил денницу возгордившегося, одного из самых светлых и премудрых архангелов Божиих, созданных Богом для того, чтобы прославляли они Бога, служили Богу и творению Божьему.

Возгордился денница и возжелал быть Богом вместо Бога и без Бога. Господь говорит, обращаясь к Своим ученикам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18). Из сказанного Господом следует, что бытие Сына Божия совечно бытию Божиему. И не было времени, когда не было Сына. Он предвечно рождается. Все, что происходило, было и у Него перед глазами, и та брань небесная, в которой Архистратиг Божий Михаил одерживает победу с войском других  ангелов и архангелов над гордым, взбесившемся денницею и другими ангелами Божьими, отпавшими от благодати Божией по своей свободной воле и вместо Ангелов света ставшими бесами, доныне по попущению Божьему продолжающими терзать род человеческий.

 

До Воскресения Христова, до Его победы над дьяволом, дьявол был властен над творением Божиим. Эта власть распространилась тогда, когда осуществилось грехопадение Адама и Евы, когда лестью, обманом дьявольским пали они и предали себя не в руки Божьи, а в руки дьявольские. И дьявол царствовал на земле. Так продолжалось многие тысячи лет. Дьявол помрачал ум человека до такой степени, что самые гнусные пороки распространились на земле, что богослужение мыслилось как приношение  человеческой жертвы мнимому богу, изобретению рук человеческих. Настолько помрачился ум людей, что эта языческая премудрость и языческое сознание проникло во все уголки мира.

 

С одной стороны, остались некие величественные сооружения, которые и доныне поражают своим масштабом. А с другой - в нравственном плане, в плане истинного богопочитания человек деградировал. Даже самая цивилизованная на момент Рождества Христова Римская империя и та дошла со своей премудростью и мощью до нравственного предела и стала просто разрушаться. Именно Рождество Христово принесло новый импульс миру. И Воскресение Христово как победа Господа над силами дьявола, над адом дало возможность нам с вами тоже быть победителями в этой непрекращающееся брани, которая постоянно происходит. Поле этой брани -наши сердца. Это брань, не прекращающаяся ни на секунду. Мы с вами каждое мгновение решаем, с кем мы в этой брани, не чьей мы стороне. На стороне Архистратига Божия Михаила, небесных сил, продолжающих брань против сил тьмы,или наоборот, мы сдаемся в плен силам тьмы, отдаем себя им в поругание и, более того, в пользование.

Дьявол, как и любой ангел, не имеет плоти. Как он действует в мире? Он действует через человека. Во времена ветхозаветные дьявол с легкостью мог овладеть человеком, недаром о стольких случаях одержимости мы читаем в Евангелии. Во времена Новозаветные дьявол стал хитрее, изощрённее. Сегодня иным образом, благодаря тем страстям, которые в нас гнездятся, дьявол дергает за ниточки. И мы, вместо того чтобы быть послушными сыновьями и дочерями Божьими, становимся послушным дьявольским орудием, творим всякое беззаконие, всякое зло.

 

Мы немощны, действительно немощны. Но если ветхозаветному человеку не на что было опереться, чтобы преодолеть эту дьявольскую власть над собою, то у нас с вами есть обильная, преизбыточная благодать Божия, которая дается нам в Таинствах Церкви, если веруем мы крепко в силу Божию, веруем, что каждому из нас в крещении дается Ангел Хранитель, который непрестанно пребывает радом с нами (не случайно и в утренних, и в вечерних молитвах есть отдельная молитва Ангелу Хранителю нашему), если веруем и имеем мужество для борьбы.

Надо иметь мужество, чтобы сказать: «Я буду бороться. Я буду бороться, призывая к помощи Архистратига Божия Михаила и всех небесных сил бесплотных, буду противостоять этой дьявольской власти над собою. Пусть я немощный человек, но буду я сильный той благодатью Божией, которую дает мне Господь. Буду сильным заступничеством небесных сил».  Мы имеем полное право надеяться на помощь сил бесплотных. В сегодняшнем послании апостола Павла говорится, что Бог поставил человека выше всякой твари. И ангелы Божии, будучи служебными духами, служат и человеку.  Господь поставил их служить человеку. И совершают они свое служение непрестанно, не отвлекаясь ни на мгновение.

 

Имея такую силу, такую помощь, такое упование, разве можем мы с вами сказать, что все бесполезно, что мы не исправимся, все грехи наши никуда не денутся, и будем жить, как жили? А если говорим так, то уподобляемся тем людям, которые во время войны не просто сдаются в плен неприятелю, а начинают неприятелю служить. Мы имеем с вами примеры этого из нашей недавней истории. Как всегда были призираемы эти люди! Если люди, попавшие в плен, еще имеют от нас какую-то поддержку, извинение и оправдание, то человек, начавший служить врагу, как правило, никакой поддержки и оправдания не имеет. Так и мы с вами не должны сдаваться в плен. А если оказались в плену, то надо стараться всеми силами вырваться из этого плена греховного. Вырваться и устремиться к победе. И быть победителями вместе со Господом нашим Иисусом Христом, вместе с Архистратигом Божиим Михаилом, и со всеми небесными силами.

 

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.