Главный «тупик» – это духовное невежество людей

 

 

День сегодняшний постоянно бросает вызовы православным людям. О духовных тупиках, традиционных ценностях и о Церкви как точке опоры 21-го века мы поговорили с доктором философских наук и православным философом Александром Глазковым.

Александр Петрович Глазков

 

Заведующий кафедрой философии АГУ, доктор философских наук.

 

Закончил Историко-филологический факультет Университета дружбы народов (г. Москва) в 1990 г. Защитил кандидатскю диссертацию по философии «Одиночество Dasein в "Бытии и времени" М. Хайдеггера» в 1999 году. В 2014 защитил докторскую диссертацию «Эсхатологическая историософия русской религиозной философии XIX- первой половины ХХ веков».

21 век - очень агрессивный век в информационном плане. Сегодня перед человеком открыты сотни дорог, экзотических мировоззрений, каких-то новых учений. Как вы думаете, в чем причина такого ассортимента на территории исторически православного государства? 

 

Думаю, что причина разрастания новых, нехристианских учений заключается в том, что наша страна пережила достаточно длительный период, порядка 70 лет, официального, насаждаемого всей мощью государства, атеизма. Православное государство было уничтожено, вместо него было создано атеистическое советское государство, в которое входила в качестве ведущей составной части коммунистическая партия, ставившая борьбу с религией в качестве одной из своих основных целей. Сформировались целые поколения людей, мыслящих либо атеистически, либо верующих внутренне, но не имевших четкого и ясного осознания своей веры.

 

После того как советская государственность с ее коммунистической идеологией была разрушена, образовался духовный вакуум. В условиях безграничной либеральной свободы появилось множество учений, в том числе сектантских и экзотических, претендовавших на истинную духовность, которые находили своих адептов среди людей, пытавшихся заполнить образовавшийся духовный вакуум. Утратив связь с православной почвой своей отечественной культуры, утратив иммунитет против духовных заблуждений, эти люди легко соблазнялись, становились адептами этих учений. К тому же здесь большую роль сыграл фактор мощной информационной финансовой поддержки из-за рубежа организаторов и проповедников этих учений. 

 

Путей, ведущих "куда-то" очень много. Сегодня не принято говорить, что многие из них - это духовные тупики. Каково Ваше отношение к ситуации, когда вдруг перед человеком появляется много самых разных дорог? Что ему нужно делать? Как понять, где истина, а где просто красивая обертка? 

 

К сожалению, не принято говорить, а на самом деле они и есть духовные тупики, которые несут угрозу для жизни человека. Чтобы не попасть в духовный тупик, требуется большая работа над самим собой, чтобы изжить из себя самоуверенность. Если человек будет стремиться соблюдать заповеди христианства, которые изложены в Нагорной проповеди Иисуса Христа, то он постепенно будет прозревать, во-первых, по отношению к самому себе, что будет исцелять его от самоуверенности, и, во-вторых, по отношению к тем дорогам, которые перед ним будут постоянно открываться. Это даст возможность выбирать наиболее оптимальный путь для достижения Царства Божия, то есть вечной жизни. Если заповеди христианства сделать нормой своей жизни, то это будет лучшим средством для понимания, где истина, а где красивая обертка. 

 

В Церкви возможны таинства, которые нам дают сверхъестественную силу преодолевать страсти, соблазны и трудности и быть человеком по его естеству, то есть по образу и подобию Божию.

 

Отличаются ли духовные тупики у представителей разных поколений? Люди, рожденные в СССР, люди 90-х, нулевых? 

 

Думаю, что да, отличаются. Разная была ситуация в стране. В СССР религия была под фактическим запретом, и духовный тупик был в том, что коммунизмом подменялся идеал и смысл жизни. Царство Божие подменялось земным царством. Вместо духовного взлета, который является внутренним, личностным делом, предлагалась какая-то историческая перспектива, абсолютно утопическая, что и показал опыт. 

 

В 90-х ситуация исправилась в том плане, что сняты были правовые ограничения в отношении Церкви, началась проповедь. Вместе с тем, как раз в это время и хлынул мутный поток всяких лжеучителей, проповедников со всех сторон, оживилось сектантство, и многие увлеклись этими течениями. 

 

В нулевые годы уже не было такого влияния этого потока, как в 90-е. Люди, в том числе и власть, стали разбираться, что не всякий, кто называет себя духовным учителем, таковым является на самом деле. 

 

Мне кажется, сейчас на первый план должно выходить просвещение, то есть православное разъяснение христианских истин и идеалов. Самый главный сегодня «тупик» – это духовное невежество людей. Есть какие-то общие представления, но правильной духовной настроенности, ясного осознания того, что именно дает православное христианство – этого у многих людей нет. В условиях, когда фактически нет традиционной культурной православной среды, православного обычая, как это было до революции, на первое место должна выходить православная апологетическая и просветительская деятельность.

 

В чем вы видите причины проблем, которые стали испытывать сегодня традиционные ценности? Действительно ли они испытывают проблемы? 

 

Да, проблемы с традиционными ценностями есть. Против них идет постоянная борьба, начиная с появления в Западной Европе в XVII веке так называемого«проекта Модерна», то есть рационального обновления устоев общественной жизни человека. С этого момента процесс разрушения традиционных духовных ценностей, которые имеют христианский характер, начинает ускоряться. В разрушении традиционных духовных ценностей заключается суть либеральной идеологии, которая сейчас в той или иной степени является господствующей практически во всех ведущих странах мира.

Постепенно модернизация вытесняет христианские ценности из сознания западного человека. Процесс зашел достаточно глубоко, судя по тем сообщениям, которые мы имеем в отношении легализации однополых браков и т.п. У нас ситуация в этом плане не совсем безнадежная. Дело в том, что Русская Православная Церковь не поддалось модернизации, несмотря на все усилия ее либеральных сторонников, в том числе и внутри ее самой. И это залог того, что возрождение традиционных духовных ценностей в нашей стране возможно. Если православная вера получит значительное распространение в нашей стране, то у нас есть шанс избежать той участи, которой подверглась Западная Европа. 

 

Почему в 21 веке человеку особенно важны точки опоры, которые может дать Церковь? 

 

Я бы сказал, что это вопрос жизни и смерти. И речь идет не только о личном спасении. Возможность личного спасения для каждого человека была всегда. Как только Христос начал свою проповедь о покаянии и Царстве Небесном, эта возможность стала реальной действительностью для каждого человека уже в этой жизни. Но речь идет даже не об этом. Речь идет о выживаемости страны и о перспективе жизни человечества в целом. Апостасия, то есть отступничество от христианской веры, что мы наблюдаем сейчас как все более расширяющееся явление, приводит к нравственному разложению, росту индивидуализма и эгоизма, распаду и человека, и общества, что закономерно ведет к гибели самого человечества. Технические и технологические возможности человечества резко возросли и возрастают, а его нравственное состояние ухудшилось и ухудшается. Это грозит серьезными для нашего существования последствиями. Рост терроризма, нестабильности, экологические катастрофы, военные конфликты, голод и т.д. создают нестабильность. Мир никогда не был мирным, но в сейчас нестабильность может иметь уже катастрофические последствия. Те точки опоры, которые дает Церковь, позволяют нейтрализовать страсти на уровне личной, а значит и общественной жизни, гармонизировать жизнь в целом, правильно ее настроить.

 

 

 

Беседовал Юрий Гаранов